Экозоны в немецких городах и автомобильные наклейки для въезда
Приезжающие в Германию иностранцы замечают круглые наклейки на стёклах автомобилей. Это не виньетка, покупаемая для проезда по платным дорогам, а наклейка, дающая право на въезд в экологические зоны. Цель системы — снижение уровня загрязнения воздуха.
Что означает знак Umweltzone
В Германии серьёзно борются за чистоту воздуха в городах. Одна из первых мер — создание Umweltzone — зон с ограничениями на въезд автомобилей, чрезмерно загрязняющих выхлопами окружающую среду.
Знаками «экозона» ограничивается проезд транспорта, не отвечающего стандартам по выбросам вредных веществ в атмосферу.
Для контроля у каждой машины в Германии на лобовом стекле размещается плакетка зелёного, жёлтого или красного цвета — в зависимости от степени вреда, наносимого выхлопными газами.
Так немцы ограничивают загрязнение воздуха в центрах мегаполисов. Главная цель — уменьшить содержание NOx-выбросов и золы. Сейчас граница установлена на значении 50 µg/m3. При превышении нормы город обязан установить знаки экологических зон.
Закон об экологических зонах в Германии
Главный закон, регулирующий права и обязанности водителей при въезде в экологические зоны немецких земель, это Fünfunddreißigste Verordnung zur Durchführung des Bundes-Immissionsschutzgesetzes (35 BImSchV) — Положение о маркировке транспортных средств с низким уровнем выбросов от 10.10.2006, которое вступило в силу на всей территории страны с 1 марта 2007.
Положение регулирует:
- сферу применения,
- распределение транспортных средств,
- маркировку,
- вид плакеток,
- порядок выдачи наклеек,
- правила для транспортных средств, зарегистрированных в ФРГ и за рубежом,
- исключения.
Экологические зоны в Германии
На октябрь 2024 в Германии насчитывается 37 экологических зон, в каждую из которых можно попасть только по зелёной наклейке. Ещё в 2019 их было более 55. Но за последние годы несколько экологических зон упразднили, так как качество воздуха в этой местности значительно улучшилось.
У Федерального агентства по охране окружающей среды есть карта со всеми экологическими зонами Германии. Соответствующие муниципалитеты несут ответственность за актуальность, полноту и правильность информации.
Номер | Земля | Расположение |
---|---|---|
1 | Северный Рейн-Вестфалия | Ахен |
2 | Бавария | Аугсбург |
3 | Берлин | Берлин |
4 | Северный Рейн-Вестфалия | Бонн |
5 | Бремен | Бремен |
6 | Гессе | Дармштадт |
7 | Северный Рейн-Вестфалия | Динслакен |
8 | Северный Рейн-Вестфалия | Дюссельдорф |
9 | Северный Рейн-Вестфалия | Эшвайлер |
10 | Гессе | Франкфурт-на-Майне |
11 | Баден-Вюртемберг | Фрайбург |
12 | Северный Рейн-Вестфалия | Хаген |
13 | Саксония-Анхальт | Галле (Заале) |
14 | Северный Рейн-Вестфалия | Крефельд |
15 | Северный Рейн-Вестфалия | Кёльн |
16 | Северный Рейн-Вестфалия | Лангенфельд |
17 | Саксония | Лейпциг |
18 | Гессе | Лимбург-он-Лан |
19 | Баден-Вюртемберг | Людвигсбург и окрестности (Асперг, Битигхайм-Биссинген, Фрайберг, Ингерсхайм, Корнвестхайм, Людвигсбург, Маркгренинген, Мёглинген, Плейдельсхайм, Ремсек-на-Неккаре, Тамм) |
20 | Саксония-Анхальт | Магдебург |
21 | Рейнланд-Пфальц | Майнц |
22 | Гессе | Марбург |
23 | Северный Рейн-Вестфалия | Менхенгладбах |
24 | Бавария | Мюнхен |
25 | Северный Рейн-Вестфалия | Мюнстер |
26 | Северный Рейн-Вестфалия | Нойс |
27 | Гессе | Оффенбах |
28 | Нижняя Саксония | Оснабрюк |
29 | Северный Рейн-Вестфалия | Оверат |
30 | Баден-Вюртемберг | Пфорцхайм |
31 | Бавария | Регенсбург |
32 | Северный Рейн-Вестфалия | Ремшайд |
33 | Северный Рейн-Вестфалия | Рурская область (Бохум, Боттроп, Кастроп-Рауксель, Дортмунд, Дуйсбург, Эссен, Гельзенкирхен, Гладбек, Херне, Хертен, Мюльхайм, Оберхаузен, Реклингхаузен) |
34 | Северный Рейн-Вестфалия | Победить |
35 | Баден-Вюртемберг | Штутгарт |
36 | Гессе | Висбаден |
37 | Северный Рейн-Вестфалия | Вупперталь |
Обозначение экологических зон
Начало и конец экозоны, закрытой для проезда без соответствующей наклейки, обозначаются дорожными знаками «Umwelt ZONE»:
- Въезд в зону — красный круг на белом фоне, внутри надпись «Umwelt», под кругом — ZONE.
- Выезд из экозоны — тот же знак, но полностью серый, перечёркнутый пятью чёрными полосками наискосок.
На дополнительных знаках показаны цветные плакетки, группы загрязнителей которых не подпадают под действие запрета на вождение. Каждый город может индивидуально определять, куда разрешен въезд транспортным средствам с какими наклейками.
Знаки начала и окончания действия эко-зоны в немецких городах.
Из-за особенностей немецкого климата воздух загрязняется больше в юго-западной части страны. На севере ветер с моря выдувает выхлопы с улиц, снижая концентрацию опасных для здоровья веществ. На востоке меньше плотность населения. Загрязнение — проблема в основном больших немецких городов.
Распределение экологических зон на карте Германии — обозначены места, где разрешён въезд только с зелёной наклейкой.
Как найти экологические зоны в Германии на карте
Чтобы посмотреть на карте все экологические зоны Германии, достаточно ввести в поиск в google «Umweltzone Germany».
Если нужно увидеть границы зоны в определённом месте, добавляйте к Umweltzone название города.
Экологическая зона Берлина на карте выглядит так.
Территория Берлина с низким уровнем выбросов соответствует зелёной выделенной зоне. Местность практически совпадает с частью города в пределах Ringbahn, образуемой линиями S41 и S42 городской железной дороги Берлина. В экозоне — весь центр мегаполиса и части:
- Кройцберга,
- Вильмерсдорфа,
- Шарлоттенбурга,
- Шёнеберга,
- Фридрихсхайна,
- Пренцлауэр-Берга.
Экологическая зона Мюнхена на карте.
Зона низких выбросов Мюнхена охватывает центр города и прилегающие районы и окружена кольцевой дорогой «Mittlerer Ring».
Запрет на дизель в городах Германии
Поскольку немецкие города по закону обязаны сдерживать загрязнение, а качество воздуха в ряде мегаполисах улучшается медленно, некоторые города с 2019 года стали запрещать дизельные автомобили на части улиц. Например, Берлин, Мюнхен, Гамбург, Штутгарт, Дармштадт.
Запрет на дизель в экозонах Германии распространяется только на старые авто с загрязняющими дизельными двигателями, минимум до стандартов выбросов EURO 5 (V).
Знак означает, что въезд разрешён авто с зелёной наклейкой и «Только дизельное топливо (за исключением доставки грузов и жителей) с Евро 5/VI».
Каждый город решает сам, какие конкретно устанавливать рамки. Например, на 2024 были такие ограничения:
- Штутгарт — территория «малой экологической зоны» (бассейн Штутгартской долины, районы Бад-Канштатт, Фейербах, Цуффенхаузен)». Здесь запрещены все автомобили с дизельными двигателями до Евро 5/V
- Штутгарт — границы Штутгартской экологической зоны. Запрет действует для авто с дизелем до Евро 4/IV
- Мюнхен — площадь Мюнхенской экологической зоны — разрешён въезд только при евро 5/VI.
- Дармштадт — участок Генрихштрассе. Разрешается въезжать только на дизеле с Евро 5/V и на бензине до Евро 2.
- Дармштадт — участок «Хюгельштрассе». Можно въехать с дизелем с Евро 5 и бензиновыми двигателями от Евро 2.
Запрет для дизельных машин обычно касается только сквозного движения. Если пункт назначения водителя находится на одной из улиц с запретом — например, магазин или кафе, ездить туда и парковаться не запрещается.
Поскольку дизельные автомобили, соответствующие стандартам EURO 4 или EURO 5, получают зеленую наклейку с маркировкой выбросов, есть опасность получить на такой машине штраф даже с приклеенной плакеткой на стекле. Поэтому обращайте внимание на указатели и проверяйте, соответствует ли двигатель указанному на дорожных знаках ограничениям.
Снаружи большинства авто не определить стандарт выбросов двигателя. И полиция может выписать штраф только после того, как остановит конкретный автомобиль и попросит свидетельство о регистрации ТС. На практике это бывает редко — останавливают в основном старые фургоны и грузовики.
Наклейки экологического класса для немецких авто
Plakette изготавливается в виде кружка диаметром 80 мм с черной каймой толщиной 1,5 миллиметра. Цифры на значках (2, 3 и 4) высотой 35 миллиметров окрашены в черный цвет. Ниже расположено белое поле для надписи номерного знака размером 60х20 мм.
- Официальный цвет красного значка — RAL 3020.
- Цвет жёлтого значка — RAL 1023.
- Зелёный значок имеет цвет по каталогу RAL 6024.
Плакетки экологического класса для немецких машин
На знаке при въезде на эко-территорию указываются:
- одна наклейка (зелёная),
- две (зелёная и жёлтая) или
- все три плакетки.
Соответственно, знак освобождает автомобили с такими наклейками на лобовом стекле от запрета на движение транспортных средств.
На 2024 во все экологические зоны ФРГ разрешается въезд только с зелёной Plakette.
Кому нужны плакетки для въезда в экозоны
В Германии введено деление машин на 4 группы по уровню вредного воздействия на природу. Первой группе наклейки не положены. Это дизельные автомобили со стандартом выбросов Евро 1 или хуже, а также ТС с бензиновыми двигателями без управляемого каталитического нейтрализатора или с каталитическим нейтрализатором первого поколения.
Остальные автомобили пронумерованы по уровням от 2 до 4. Чем выше число, тем меньше вреда причиняет атмосфере автомобильный двигатель.
Плакетку получают:
- легковой автомобиль,
- дом на колесах,
- микроавтобус,
- автобус,
- фургон,
- грузовик,
- тяжелый грузовик.
Эти транспортные средства имеют маркировку классов выбросов от Евро 2 до Евро 6 (легковые авто) и от Евро II до Евро VI (грузовые автомобили, автобусы).
Электромобилям тоже нужна экологическая плакетка. На наклейке должен быть указан полный номерной знак, включая букву «E».
Нужны ли наклейки иностранным автомобилям
Запреты на вождение в Umweltzone касаются и транспорта, зарегистрированного за рубежом. Поэтому, чтобы въехать в экологические зоны на таком авто, обязательно понадобится наклейка с указанием класса загрязнителя.
Кому наклейка не нужна
Плакетка для доступа в экозону за знаком Umweltzone не требуется:
- мотоциклам, мотороллерам, мопедам,
- трёхколёсных транспортным средствам,
- машинам специального назначения (полиция, пожарные, скорая помощь и другие),
- лесо- и сельскохозяйственным тракторам,
- олдтаймерам (старинным автомобилям с номерным знаком H-Zulassungskennzeichen (H = historisch) или красным «07»),
- авто, оборудованным для инвалидов (в удостоверении личности инвалида должны стоять отметки aG, H или Bl),
- легковым авто класса L6e с максимальной скоростью 45 км/ч.
Где действует наклейка
Наклейки действительны во всех экологических зонах Германии, а не в каком-то одном городе. С зелёной плакеткой водитель вправе бывать во всех городах страны.
Срок действия эко-наклейки для Umweltzone
Плакетка не имеет срока действия. Замена требуется, если:
- машина перерегистрируется из-за смены владельца или переезда и меняются номерные знаки автомобиля,
- краска выцвела и невозможно прочесть номер авто на плакетке,
- треснуло лобовое стекло — его придётся менять только вместе с наклейкой.
Покупка экологической наклейки на авто
Знаки — наклейки (на немецком — Plakette, Umweltplakette, Feinstaubplakette), называемые экологическими плакетками, стикерами, талонами или бейджами, можно приобрести в:
- Регистрационных органах и ассоциациях технического мониторинга — тех, что проводят техосмотр в Германии. Например, Dekra, GTÜ, KÜS или TÜV.
- Более 30000 авторизованных для проведения AU мастерских.
- Интернете — например, на сайтах Dekra, GTÜ, TÜV-Nord и TÜV-Süd. Также некоторые города предлагают оформить онлайн заказ наклеек с доставкой на сайте городского управления — такая система работает в Берлине, Кёльне, Штутгарте.
Автоклубы в Германии, включая ADAC, не выдают Plakett, так как эти организации не являются «уполномоченным органом по проведению испытаний на выбросы».
По документам транспортного средства орган, выдающий плакетки, проверяет, к какой группе загрязняющих веществ относится авто, и определяет, какой цвет выдать. Поэтому сам автомобиль демонстрировать не требуется.
Как выбрать правильный цвет экологической наклейки
Транспортные средства отнесены к группам загрязнителей в соответствии с кодом выбросов, внесенным в немецкие документы на машину. Номер ключа машины можно найти в техпаспорте, часть I (пункт 14.1). Последние две цифры напечатанного кода (обведены на рисунке) указывают класс загрязнения.
Красным обведены в кружок цифры, обозначающие загрязняющий класс машины.
Для документов на автомобиль, выданных до 1.10.2005 г., эти две цифры указываются в разделе «Schlüsselnummer zu 1».
Как только узнаете кодовый номер выбросов, сможете по таблице определить, к какой группе загрязнителей — Schadstoffgruppe — относится автомобиль.
По найденному классу выбросов своего авто можно сразу понять, какая плакетка полагается к выдаче.
Или загляните на сайт https://www.feinstaubplakette.de/. Достаточно вбить информацию из свидетельства о регистрации ТС, и система выдаст вердикт по группе выбросов.
Сколько стоит экологическая плакетка
Стоимость наклейки варьируется от 5€ до 20€, в зависимости от того, где покупается. Например, на берлинском сайте такая эко-наклейка предлагается за 6€. А у TÜV-Süd — за 17,50€.
Для заказа плакетки в интернете нужно заполнить форму. Попросят ввести номер машины и приложить pdf (jpg)-файлом копию регистрационных документов с технической информацией.
Дальше останется перевести стоимость наклейки, и через какое-то время почтой по указанному адресу придёт конверт с эко-плакеткой.
Номер авто будет вписан в поле наклейки. В среднем с момента оформления заказа до получения письма проходит 7-14 дней.
По зелёной эко-наклейке видно, что автомобиль относится к 4 классу выбросов, и доступ в экозоны ему разрешён.
Использование плакетки на автомобиле
После получения плакетки нужно закрепить её на внутренней стороне лобового стекла. Как правило, лучше всего обзор в правом верхнем или нижнем углу. Если плакетку просто положить на приборной панели или приклеить скотчем, её посчитают недействительной.
Отсоединение и повторное приклеивание невозможны. Когда приходится менять стекло, например, из-за трещины после попадания камня, приобретается новая наклейка.
Значок на лобовом стекле привязан к номерному знаку. Поэтому, если знак меняется, например, после продажи, необходимо приобрести новую наклейку.
Штраф за отсутствие Feinstaubplakette
Въезд в зону охраны воздуха, остановка или парковка здесь без плакетки наказывается штрафом в 100€ и при отягчающих обстоятельствах — пунктом во Фленсбург. Дополнительно оплачивается обработка — 25€.
Например, оштрафовать могут, если въезд разрешается только с зелёной плакеткой, а у водителя нет никакой или есть красная / жёлтая.
Разрешается прикреплять только одну экологическую наклейку с действующим номерным знаком. Она должна быть хорошо видна снаружи. Если на окне наклеено несколько плакеток с разными знаками, проверка может обернуться штрафом в 80€.
25-10-2024, Степан Бабкин, Екатерина Щукина
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы подписаться на уведомления о комментариях к статье.
Войти!
Комментарии и вопросы
Задавать вопросы и общаться более интенсивно лучше в нашем телеграм-чате.
Полина (09/09/2024)
здравствуйте, подскажите, пожалуйст, если отказали в наклейки в TÜV(автобус 1992г на lpg), сказали, что старая машина, но заказали наклейку по интернету с сайта umweltplakette.shop и она пришла по почте.может быть фейковая?
Тудор (04/05/2024)
Я купил автомобиль „на чешские номера " в Чехии у меня есть зелёная наклейка но без номера авто, я недавно переехал в Германии
Что мне лучше делать чтобы не нарушить правила по поводу заезда в зелёную зону
George (16/03/2023)
Здравствуйте,
Подскажите, как лучше поступить при покупке бу автомобиля. Например, при продаже на машине стоит зелёная наклейка, но при перерегистрации её же придётся обновить? А если машина уже довольно пожилая, то и наклейку могут заменить? Как понять, что машина сможет въезжать в зелёную зону ещё в каком-то обозримом будущем? Спасибо.
Leanid (04/11/2021)
Вопрос в следующем, как регистрируется отсутствие наклейки на автомобиле? Автоматисески камерой или иной способ?
Игорь (13/08/2021)
Степан здравствуйте.
"Замена требуется, если: машина перерегистрируется из-за смены владельца или переезда и меняются номерные знаки автомобиля"
Если переезжаешь в одном городе на другой адрес, то нужно ли менять и плакетку (номер машины тот же самый остается)?
anonymous (10/12/2010)
На въезд грузовиков в города,как немцы смотрят (есть какие-либо ограничения)?
Андрей (14/06/2021)
Пора бы обновить информацию о Евро классах.
Александр Невский (24/09/2020)
Здравствуйте, Степан,
а если не планируешь заезжать в города с подобными ограничениями, необходимо ли оформлять планкетку? Она обязательно должна быть под стеклом и в какой срок после начала использования автомобиля? Спасибо заранее!
Александр Шаповал (25/02/2020)
Добрый день!
Переехал с семьей из Питера в Мюнхен. Приехали на своей машине. Регистрировать машину в Германии планирую, но не прямо сейчас. Компания сняла нам временное жилье, которое находится в Umwelt-зоне (зеленой зоне). Не подскажете, необходимо ли срочно получить плакетку? Если да, можно ли это сделать для машины с российскими номерами, где и какие документы (с переводом?) нужны?
Спасибо!
Валентин Константинович (26/01/2019)
Вот в Германии молодцы, как придумали. У нас в России до такого додумаются еще не скоро, в некоторых городах на столько воздух тяжелый, что дышать тяжело, особенно если проедет КамАЗ или какая другая грузовая машина.
Юрий (15/09/2016)
Родскажите сколько будет стоить растаможка нашего авто НИВА объем дв. 1,7л,в Германии
Андрей (22/03/2014)
По поводу фильтров. Самое идиотское в затее с катализаторами и фильтрами - это бросающаяся в глаза АФЕРА. Дело в том, что применение катализаторов в бензиновых, и сажевых фильтров в дизельных автомобилях - ничего не даёт. Да, выхлоп становится немного чище, по отдельным показателям (sic!!!), не более. Но зато для поддержания процесса в катализаторе, и из-за особенностей строения сажевого фильтра - расходуется дополнительное топливо, следствием чего становится гораздо больший объём самих выхлопных газов. То есть, выхлоп чище, но зато его больше. Это как выпить дозу цианистого калия, разбавленного не рюмкой воды, а стаканом. Любой профильный инженер это прекрасно знает.
Кроме того, существует отдельный аспект.
Катализаторы и фильтры очень подвержены различным повреждениям, как физического, так и химического свойства. То есть, далеко не факт, что в данный момент времени оно вообще работает, а не висит бесполезной (и даже вредной зачастую!) аневризмой в выхлопном тракте.
И это не всё. Они, катализаторы и фильтры, имеют короткий срок эксплуатации, и высокую стоимость (на них расходуются мировые запасы палладия, платины, родия - чрезвычайно дорогих металлов!). Итак, покупатель платит дополнительные деньги при покупке, минимально от $1000 и выше - в цене нового автомобиля. Владелец платит дополнительные деньги для плановой замены этих погремушек, от $800 +стоимость работы, и выше. Владелец покупает при каждой заправке бака - абсолютно зря - дополнительное количество топлива, которое не участвует в процессе перемещения автомобиля. Владелец платит за утилизацию чрезвычайно ядовитого содержимого этих погремушек.
И при всём этом - экология никак не улучшится, а только пострадает. ЭТО АФЕРА!
Как в анекдоте про интервью с шаманом:
- Скажите, а кому-нибудь помогли ваши снадобья?
- Конечно, например, они помогли мне... построить себе замок для семьи, марину для моей яхты, и аэродром для моего самолёта.
Георгий (18/08/2013)
Добрый день, Степан, поясните пожалуйста если машина новая, но с дизельным двигателем, например audi или bmw, неужели им тоже запрещен въезд. Если не сложно, может дадите ссылку на список авто или калькулятор этих планшеток.