Ограничения на проезд дизельных авто в Германии
В Германии принят закон, позволяющий властям немецких городов запрещать использование дизельных автомобилей с определёнными показателями выброса вредных веществ. Городские чиновники вправе ввести запрет на проезд по конкретной улице или ограничить въезд в установленную зону.
Поводом для ввода ограничений служит превышение нормы содержания в городском воздухе двуокиси азота — NO2. Если в течение полугода замеры показывают величину выше 40 микрограмм на кубический метр, бургомистр получает задание разработать программу исправления экологической ситуации. Итогом реализации планов может стать ввод запрета на эксплуатацию дизелей с катализаторами euro1-5 или бензиновых автомобилей с euro1-2.
Мелкая пыль NO2 невидима невооруженным глазом. Частицы в диаметре меньше десяти микрометров (это примерно 0,01 мм). При дорожном движении они образуются в результате истирания шин и тормозов, вихревой пыли и выхлопных газов. Такая пыль недостаточно фильтруются организмом и может проникнуть в альвеолы. Возможные последствия: заболевания органов дыхания, сердца и кровообращения. Некоторые из вдыхаемых частиц высокотоксичны и могут оказывать канцерогенное действие. По расчетам Европейского агентства по окружающей среде, на дорожное движение приходится около 40% выбросов NOx, из которых до 80% образуют дизельные двигатели.
Запреты дизеля по городам на 2025
Зоны запрета на вождение существуют в ФРГ с 2018 — первая была введена в исполнение постановлением суда в Гамбурге.
Некоторые города ФРГ уже установили ограничения по дизелю, другие ведут разборки в земельных судах, третьи находятся в стадии планирования. Причём ситуация пеняется ежемесячно — ограничения снимают или устанавливают на разных улицах в Берлине, Мюнхене, Дармштадте, Штутгарте, Гамбурге и других городах.
Ограничение на дизель в Дармшадте
- Действует с июня 2019
- Ограничен въезд для: авто с Евро 1-5
- Исключения: машины экстренной помощи, мусоровозы, машины для уборки улиц, автомобили местных торговцев (должны иметь разрешение)
- Затронутые улицы: Hügelstraße, Heinrichstraße
- Штраф за нарушение: штраф + адиминистранивный сбор порядка 110 евро

Места, где действует органичение на въезд дизельных авто в Дармштадте.
Ограничение на дизесь в Мюнхене
- Действует с февраля 2023
- Ограничения для машин: авто с Евро 4 и хуже
- Исключения: жители, развозчики, торговцы и женщины во время визитов к врачу
- Затронутые зоны: экологическая зона Мюнхена, включая Mittlerer Ring/ Landshuter Allee
- Штраф: со сборами — порядка 130 евро

Ограничение для въезда дизельных машин в Мюнхене.
Ограничения на дизель в Штутгарте
- Действует с 2019
- Ограничения для авто: до Евро 4 в Штутгартской зоне с низкими выбросами, до Евро 5 и хуже в небольшой зоне с низкими выбросами
- Исключения: слуюбы доставки, экстренной помощи, люди с ограниченными возможностями.
- Затронутые зоны: по всему городу (действующая экологическая зона).
- С июля 2020 года владельцам дизельных автомобилей с нормами выбросов Евро 5/V и ниже больше не разрешен въезд в центр Штутгарта. Зональный запрет на движение действует в небольшой экологической зоне, то есть в бассейне долины Штутгарта и районах Бад-Каннштатт, Цуффенхаузен и Фейербах.
- Штраф и административный сбор в сумме: 110 евро

Экологическая зона Штутгарта, куда нельзя заезжать на дизеле.
Попадающие под запреты автомобили
Городские власти самостоятельно принимают решение, на какие автомобили распространяются ограничения.
Как правило, если дизельный двигатель произведён после 01.09.2014, проблем владелец испытывать в Германии не должен. Сделанные ранее движки надёжны для Евро6, остальные под вопросом.
Изначально планировалось ввести наряду с красной, жёлтой и зелёной плакетками экологических зон на немецких машинах дополнительную — голубую.
Сейчас плакетки обязательно должны клеиться на лобовое стекло всех автомобилей в Германии. Цветами ограничивают въезд в экологические зоны и центры большинства германских городов. На 2025 год все экозоны допускают машины с только с зелёными плакетками.
Голубая плакетка по задумке выдавалась бы всем авто, не попадающим под дизельные ограничения. Но пока что никаких подвижек с голубыми плакетками нет.
В итоге единственный способ проверить, можно ли въехать в ограниченную для движения дизелей зону — посмотреть документ на машину Zulassungsbescheinigung I, где указывается катализатор и норма выброса NO2.
Немецкой полиции для досмотра приходится останавливать водителя, просить документы на машину и сверять, попадает ли данное авто под запрет. Проверки носят единичный характер и нтотального контроля не ведётся.
Исключения
В ряде случаев допускается заезжать в запретные зоны на попадающих под запрет авто:
- Машины с евро 4 и 5 допускаются, если двигатель модифицирован и вредные выбросы составляют максимум 270 миллиграмм на километр пути.
- Автомобили для инвалидов.
- Скорая помощь, полиция, армия, пожарные, ремонтные службы.
- Сельскохозяйственная техника.
- Олдтаймеры с номерами заканчивающимися на H — исторические.
Также разрешается въезд жителей. Но каждый город дополнительно может разрешить въезжать иным категориям авто.
Виновники проблем с дизелями в Германии — автопроизводители
Официально виновными в возникновении проблемы с загрязнением воздуха в немецких городах признаны производители автомобилей.
Началась история со скандала с Volkswagen. Обнаружилось, что значения выброса NO2 для дизельных автомобилей марок VW, Audi, Skoda, Porsche фальсифицировали на протяжении нескольких последних лет.
Вместо реальных показателей двуокиси азота проверки показывали заниженные в 4-5 раз значения. При подключении измеряющего устройства бортовой компьютер переключал двигатель в специальный режим, в котором выброс вредоносных газов действительно оказывался низким. Но при эксплуатации данный режим никогда не использовался.

Типичный дизельный VW Caddy, попавший под запрет на въезд в Штутгарт.
В итоге немецкие власти проворонили момент, когда дизельные автомобили заполнили немецкие города. Экономичность и неприхотливость дизеля за десятилетие сделали лучшую рекламную кампанию. Ежегодно число машин с дизельными движками вырастало на треть.
«За прошлые годы количество дизельных авто сильно выросло. Производители указывали заниженные нормы эмиссии, которые подтверждались во время проверки, но не при реальной эксплуатации авто. Однако, природоохранная политика должна делаться в реальной жизни», — председатель конференции День Немецких Городов Гельмут Деди.
Позже помимо VW такие же проблемы обнаружились в BMW, Opel и Mercedes-Benz.
Когда вскрылся обман, оказалось, что никаких путей к отступлению нет. Судебный процесс по делу о возмещении ущерба для покупателей длится до сих пор. Перспективы получить покрытие убытков пока остаются.
Последствия запрета на дизель
Хотя фактически лишь несколько городоа в ФРГ ввели ограничения на проезд по отдельным улицам или в экозоны, владельцы дизелей испытывают проблемы.
Из-за возникшего негатива подержанные марки сильно упали в цене. Выгодно продать авто можно только за границу.
Существенных подвижек в очищении воздуха не наблюдается. Ограничения на проезд дизелей по отдельным улицам бессмысленны из-за отсутствия контроля и возможности проехать по-другому. Получается, NO2 выкидывается в том же количестве, только на соседней улице.
Введение свободных от дизеля зон куда эффективнее. Но остаются машины доставки посылок, такси, грузовики везущие продукты и товары в магазины. Ведь большинство автопарков фирм — дизельные. Запретить проезд грузовику с продуктами нереально, при этом один дальнобойщик чадит как десяток обычных легковушек.
В истории с запретом дизеля в Германии по-прежнему много политики и мало смысла. Нанесён экономический урон владельцам проблемных машин, городам и автопроизводителям. Жители не всегда с пониманием относятся к нововведениям, например, из-за усложнения маршрута до рабочего места. И чёткого контроля въезда в зоны так пока и нет.
20-01-2025, Степан Бабкин, Екатерина Щукина
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы подписаться на уведомления о комментариях к статье.
Войти!
Комментарии и вопросы
Задавать вопросы и общаться более интенсивно лучше в нашем телеграм-чате.
Павел (17/03/2021)
Добрый день! Касается ли запрет автомобилей на бензине, но с Euro4 и хуже?
Андрей (12/01/2020)
Здравствуйте. Если рассматривать покупку дизельного авто сейчас, стоит ли обязательно смотреть в сторону евро 6, если буду передвигаться по другим городам, не из списка, или можно евро 5 купить в надежде, что в остальных городах еще не скоро введут запреты?