Полный список расходов на машину в Германии
Когда покупаешь машину, смотришь на цену. Эта одна цифра жирным пятном обычно затмевает всё вокруг. А ведь есть ещё расходы на содержание автомобиля. Для многих становится сюрпризом, что уже после покупки постоянно приходится за что-то платить. Порой сумма за год владения авто набегает существенная для бюджета семьи.
Поэтому даже тем, кто «живёт одним днём» и не любит планировать, лучше перед покупкой сесть и составить список: сколько денег, на что, как часто будет требовать «ласточка».
Иммигрантам тяжелее, чем местным, оценить стоимость владения автомобилем в Германии. Не зная немецких реалий, сложно принять решение, какую машину купить.
Расходы владельца на конкретный немецкий автомобиль до копейки предсказать невозможно. Цены в Германии меняются быстрее гоночной машины. Но зная модель и учитывая подробную информацию в статье, автолюбитель в состоянии самостоятельно рассчитать будущие затраты.
Страховка
Обязательная и весомая статья расходов — автомобильная страховка. Помимо стандартного ОСАГО житель Германии может заключить дополнительно полную или частичную КАСКО для покрытия ущерба собственной машине при ДТП, краже и других рисках.
Параметров, по которым рассчитывается цена автостраховки, десятки. Это характеристики машины, информация о владельце и куча других фактов. Важно всё, особенно:
- марка машины,
- вес авто,
- мощность двигателя,
- возраст автомобиля,
- возраст и количество владельцев,
- водительский стаж,
- средний пробег,
- величина покрытия ущерба и виды ущерба,
- место парковки.
Кроме того, каждая страховая фирма устанавливает свои условия.
Для иммигрантов важнейший фактор — перенятие предыдущего опыта вождения в другой стране. Обнуление стажа приводит к удвоению тарифов.
Разброс цен на страховку огромный. Начинающие молодые автолюбители в Германии мирятся с ценником 800-1000€ в год за обязательную страховку. Бывалые с долгим безаварийным стажем платят годовой взнос 200-400€.
Последняя тенденция — скидки страховой за аккуратное вождение. Если брать полис с опцией «Телематика», сразу снижают стоимость на 10%. А если сильно не гонять и ездить по правилам, реально добиться скидки в 30-40%.
Наши страховые услуги
Наш страховой брокер помогает застраховаться в Германии на русском языке с индивидуальным подходом к ситуации каждого клиента. Пройдите опросник для поиска страхового контракта. Услуга полностью бесплатная.
Немецкий налог на машину
Обладатели машин обязаны платить налог на владение автомобилем в Германии.
Величина взимаемой суммы зависит от объёма двигателя, вида топлива и количества выбрасываемого в атмосферу CO2.
Каждые 100 см3 объёма цилиндров обойдутся владельцу транспортного средства, потребляющего бензин, в 2€ в год. Для дизелей налог выше - 9,5€ за 100 см3 , если дизельный двигатель оснащён сажевым фильтром. Без фильтра налог 10,7€ за 100 см3.
Для машин, зарегистрированных до 31.12.2020, действует правило:
Сумма налога устанавливается производителем автомобиля и записывается в первую часть Zulassungsbescheinigung пункт V.7 документов на машину в Германии в зависимости от веса выбрасываемого в атмосферу углекислого газа на 100 километров пути. Каждый грамм обойдётся ещё в 2€ в год.
Если авто зарегистрировано (в т.ч. при смене владельца) после 31.12.2020, действует другая формула:
При выбросе СО2 выше 95 грамм на километр платятся 2€ за каждый следующий грамм до 115 гр/км. Далее плата постепенно повышается, доходя до 4€ за грамм при суммарном выбросе выше 195 гр/км.
Машины с выбросом менее 95 грамм на км получают бонус 30€ в год до 2025 года включительно.
Когда-то бережливые немцы массово переходили на дизель. Ажиотаж стих, когда вскрылся обман автопроизводителей дизельных авто, мухлевавших с показателями вредных выбросов. Выяснилось, что в центрах больших немецких городов содержание перекиси азота NO2 в воздухе сильно превышает норму. И сейчас проблему пытаются решить запретом на использование дизеля в ряде городов Германии.
Налоги на выбросы повысились, и с 2022 владеть машиной с дизельным двигателем стало наименее выгодно.
От уплаты налога освобождаются определённые категории льготников — инвалиды-колясочники.
У владельцев электрокаров освобождение от уплаты сборов до 1.1.2031.
Топливо
Главный пункт расходов на автомобиль — горючее. Затраты зависят от пробега и вида топлива.
О ценах на бензин в Германии стоит почитать отдельно. Интересно ценообразование — половина платы уходит в казну на поддержку бюджета строительства и ремонта дорог.
- Литр обычного 95 в 2024 стоит 1,80-2€. При среднем годовом пробеге в 15000 километров и потреблении 8 литров на 100 км, получается примерно 2300€.
- Дизель при меньшей стоимости за литр (в среднем на 2024 — 1,66€) и потреблении 6 литров обходится в 1500€.
- Природный газ — CNG — как топливо используется реже. Стоимость за килограмм газа для авто в Германии: 0,99-1,25€. Расходы по газовому топливу в среднем на 5-10% ниже аналогов.
- Постепенно развивается направление LPG-двигателей на сжиженном газе, которое в ФРГ стоит 1-1,1€/кг. Существенного снижения стоимости горючего по сравнению с традиционным топливом не видно — те же 5-10%.
Немцы не стремятся переходить на газ. Отпугивает необходимость доплаты при переделке или покупке машины 2000-4000€. При среднем времени владения авто 5 лет нет никакого смысла заморачиваться с газом, чтобы сэкономить 200€ в год.
Прочие расходы
Список остальных трат, которые следует учесть при покупке машины в Германии:
- Регистрация автомобиля — номера, сборы суммарно 50-170€.
- Смена летней резины на зимнюю и наоборот, если не пользоваться демисезонкой — дважды в год. Немцы не меняют колёса сами, а отгоняют в автосервисы. Услуга стоит 20-80€.
- Плюс демисезонной резины — не надо переобуваться. Минус — быстрый износ. Впрочем, любые покрышки рано или поздно изнашиваются. Комплекта шин хватает на 2-4 года, затем придётся купить новые — 120-800€, зависит от качества материала, размера колеса и прочих характеристик.
- Регулярный техосмотр — один раз в 2-3 года — 85-120€.
- Инспекции — бюргеры стремятся проходить автоинспекции, положенные по графику эксплуатации машины, если хотят позже продать автомобиль подороже. Стоимость зависит от марки и объёма работ — 150-500€.
- Необязательное членство в немецком автоклубе — помощь в поломках на дороге и прочие бонусы — 20-150€.
- Замена масла — по пробегу или через полтора года — 5-40€ плюс стоимость услуг автотехника.
- Антифриз на зиму — 5-25€ в сезон.
- Изнашиваемые части машины — фильтры, прокладки, тормозные колодки, сцепление — малопредсказуемо по цене. В один год пара сотен, в другой ноль, потом может 500€.
- Плата за парковку — зависит от целей поездок и интенсивности использования авто, грубо — 20€ в месяц.
- Автомойка — 3-4 раза в год захочется «помыться» в Waschstraße, что обойдётся в 7-12€ за сеанс.
- Ущерб машине — вещь неизбежная. Царапины на парковке, вмятины от столкновения с придорожным столбиком, ДТП по своей вине отнимают деньги в виде взносов по КАСКО или оплаты счетов.
- Штрафы — сложно представить водителя, ни разу не оштрафованного за неправильную парковку или превышение скорости.
Выводы
В стоимость машины, помимо её цены, закладываются:
- Страховка
- Налог
- Топливо
Расходы на обслуживание оценить сложно. Ориентир — на новый автомобиль первые пару лет практически не требуется затрат. А на подержанный, например, пятилетку, 1000€ — легко.
31-10-2022, Екатерина Щукина
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы подписаться на уведомления о комментариях к статье.
Войти!
Комментарии и вопросы
Задавать вопросы и общаться более интенсивно лучше в нашем телеграм-чате.
Никита (06/07/2024)
Здравствуйте
Как будет считаться налог, если авто был куплен мной, в течении недели вывезен из ФРГ и поставлен на учёт или продан в другой стране (не ЕС)?
Спасибо
Алексей (27/01/2024)
Здравствуйте. При покупке свежей 2023 года подержаной машины у хэндлера, выяснилось что машина раньше была арендной (Europcar). Продавец сказал, что это нормально, Europcar после каждого года обновляет машин свой рыно парк. После первой регистрации прошло меньше 12 месяцев, пробег 19000км.
Действительно это норма для арендных компаний продавать новые автомобили? Или стоит насторожиться?
dzembak (23/02/2021)
А в Германии бывают варианты автомобилей, когда от уплаты налога освобождаются? К примеру, как в России, владельцы автомобилей мощностью до 70 л.с. Родителям нужна городская "тележка" в магазин, на дачу, к бабушке ездить - всё рядом, в радиусе 10 км...
Александр (14/07/2020)
Здравствуйте,актуально ли пообщаться с Вами индивидуально,через оплату,если-да,подскажите как это можно осуществить,прошу отнестись с пониманием
Игорь (14/07/2020)
Добрый день!
Интересует вопрос перенятия стажа, это как делается?
Я слышал о дополнительной бумаге, которую могут выдать в нагрузку к немецким правам о том, что реальный стаж больше, чем указанный в правах.
Не могли бы Вы уточнить реальна ли такая бумага и достаточно ли её?
Andrei Novik (10/06/2020)
Добрый день, возможно у Вас есть какие-либо рекомендации где можно сделать в Мюнхене тех осмотр/обслуживание после покупки б/у BMW, гуглом пользоваться умею, но возможно есть личный опыт или опыт знакомых, спасибо.
Юрий (19/02/2020)
Здравствуйте хотел узнать сколько авто можно иметь в германии в течении года?
Борис (10/08/2018)
Степан, а какие расходы на скутер? Например, категории М (до 50 см3).
Надо ли его регистрировать и получать номера? Какой налог? Надо ли оформлять страховку гражданской ответственности? Обязательно ли проходить техосмотр?
Евгений (22/09/2016)
В январе планирую переехать в Германию по работе на ПМЖ. Сейчас обдумываю вариант поехать с женой на машине и ездить на ней первый год, потом перегнать назад и оставить её в России на случай когда буду приезжать. Можно ли таким образом сэкономить на страховке и налогах за год?
Александр (29/10/2017)
Степан, добрый день.
Недавно перебрался в Германию. Права пока что только российские. Хочу приобрести автомобиль.
Как страховая будет считать мне сумму: как новичку или по российскому стажу?
Дмитрий (01/05/2017)
Здравствуйте!
Подскажите пожалуйста где качественнее сделают большое ТО на мерседес GL 400 x 166 . В Германии или в России? Иначе сколько % приблизительно дороже если в Германии!
Роман (31/03/2017)
Добрый день, собираюсь ехать на автомобиле из Москвы в Германию к родителям в гости , в Германии придётся проходить сервис у официального дилера мерседес ( машина на гарантиии). Подскажите пожалуйста стоимость расходных материалов ( фильтра, масла) в Германии отличается от цен у официального дилера в Москве (дороже, дешевле), и есть ли смысл в плане экономии привозить свои расходные материалы из Москвы?
Спасибо!
Руслан (22/02/2017)
Степан здраствуйте, скажите пожалуста, хочу взять LandRover RangeRover SPORT, обьем 3,6 дизель, год 2008-2009, сколико примерно это будет стоить в год ? и второй вопрос можно ли записать машину на какого нибудь пенсионера чтоб это обходилось дешевле ?
Андрей (05/02/2017)
Добрый день!
Большое спасибо Степану Бабкину и всем, кто делится своим опытом.
Внимательно просмотрел все комментарии, но похожей на мою ситуации не нашел.
Я гражданин Литвы (Евросоюз), с сентября 2015 работаю в Германии (Нижняя Саксония) в немецкой фирме (постоянный контракт), снимаю квартиру и, соответственно, прописан в ней (ВНЖ нет). Моя машина (евро 4, дизель) на литовских номерах. Владею ей с августа 2015. В январе 2017 года пригнал ее в Германию, теперь пользуюсь здесь, периодически выезжаю в Литву. Планкету (4) получил в DEKRA заранее по техпаспорту. Планирую пожить и поработать здесь несколько лет, оставаться навсегда не собираюсь.
Надо ли мне ставить машину на немецкий учет? Если я, по слухам, могу ездить до 1 года на литовских номерах, то с какого времени будут вести отсчет? (никаких отметок о въезде в Германию нет, т.к. Евросоюз - свободное передвижение). По слухам, полиция может считать с момента первой остановки для контроля, такие случаи были. Наш сотрудник из Молдавии (НЕ Евросоюз), ездит по Германии на машине с молдавскими номерами, но он обратился в Zollamt, заплатил 211 евро и получил Bescheinigung сроком на один год, что он оплатил налог на легковой автомобиль с иностранными номерами. Никаких других действий от него не требовали и, по его словам, при повторном контроле на дороге после предъявления этой справки его отпускали с миром и без вопросов. Хочу обратиться в Zollamt для разъяснений, но пока по роду работы трудно подгадать время под их график. Пока решил попросить информацию у Вас. Заранее благодарен. Андрей
Dimitar (31/01/2017)
Здраствуйте Степан,
На днях получил письмо о суме налога на моего автомобиля в Германии.
В нем описано как основание налога:
Gundladen der Festsetzung:
Hubraum: 1.272 куб.cm, entspricht 13 angefangene 100 куб.cm
Steuersatz: 15,13 EUR je angefangene 100 куб. cm
Steuerberechnung: 15,13 x 13 angefangene 100 куб. cm = 196,69 EUR
Налог на количество выбрасываемого в атмосверу газа не указан.
В моем Zulassungsbescheinigung пункт V.7 стоить прочерк (-).
Мои вопросы:
1.Почему у меня такая большая разница в налог на кубатуру между указанные Вами 2 EUR в год и мои 15,13 EUR в год. ?
2. Можно ли оплатить налог частями (не всю суму сразу) - там указано, что всю сумму одноразого снимут с моего счета?
Заранее СПАСИБО!
филипп (08/10/2016)
хорошая статья.. просто хочу напомнить тем кто засомневался в покупке машины - на общ. транспорт придется потратить почти 700€ в год (monatskarte) и много сил и времени.. а про DB вообще молчу.. то опоздания то теракты
Пастор Шлаг (17/08/2016)
Платит ли налог с дохода при продаже автомобиля (гражданин германии)...и сколько? А может авто проще подарить (продать) как гуманитарку за границу....в россию или украину например?
Нико (24/07/2016)
Знаете что. В ответах очень много неточностей.
Много неправильной информации.
Леонид (06/07/2016)
Добрый день, Степан!
Ваше мнение об ADAC: нужно ли вступать, что он дает новичку и опытному водителю.
Леонид (28/04/2016)
Добрый день, Степан!
Хотелось бы понять, как обстоят дела в Германии с т. зрения защиты от угона. Поясню вопрос. Собираюсь купить новый автомобиль для эксплуатации в Германии (Поло, Гольф - что-то из этого ряда). Стоять будет на улице под окном. На каско денег не хватит.
1)Есть смысл установить блокиратор на коробку передач (мульт-лок или дефендер-лок или другое).
2)Где это могут сделать (заказать на заводе, в автохаусе, в сервисе - каком?)
3)Стоимость оборудования и работы
4)Альтернативные способы защиты
Хотелось бы узнать Ваше мнение по поводу оптимальной (по стоимости) защиты авто такого класса
Людмила Азаровская (25/01/2016)
Здравствуйте, уважаемые авторы этого сайта!
Огромное спасибо за вашу работу!!!
Хотелось бы узнать вот о чем: как в Германии, в основном автовладельцы занимаются техобслуживанием машин? Где покупают запчасти (небольшие магазины, специализированные автосупермаркеты, на сервисе где осуществляется обслуживание и ремонт, в интернет-автомагазинах, или как-то ещё)? Интересно как это делает большинство? Где занимаются обслуживанием и ремонтом когда автомобиль не на гарантии? В крупных автосервиса или у знакомого дяди Васи/Пети/Ганса в гараже/маленьком сервисе? Каков уровень цен на обслуживание? Скажем масло в двигателе поменять или в Акпп?
Очень любопытно узнать эту сторону жизни немецких автовладельцев.
Саша (03/11/2015)
Вы писали: "Также помимо бензина машина потребляет автомобильное масло, антифриз и жидкость для охлаждения двигателя."
Немного занудства от автосервисмена, но "антифриз" и "жидкость для охлаждения двигателя" - это одно и то же. Если помог, можете смело скорректировать в статье.
Сергей (17/10/2015)
А кто нить пробовал подсчитать на любом примере (километраж) что выгодней финансово
1) снять квартиру поближе к работе и для вынужденных ближних или для дальних поездок пользоваться общественным транспортом
2) купить автомобиль и ездить на нем всегда и всюду, не превращая этот пассив в актив.
Кстати нигде не нашел грубых оценок - какой должен быть средний годичный брутто доход чтобы можно начинать мечтать о машине
3) Отдельный пункт - про электромобили заикались 2013 года, что то на 2015 изменилось? Как насчет гибридов?- поблажки какието есть?
4) Если нет еще немецкого гражданства - Что можно такого придумать в Германии аля "изголиться" чтобы уйти \сократить\спихнуть на работодателя или еще кого-то от немецких налогов и ездить? Например брать машину из родной страны (для меня Украина) итд?
5) На чем все таки можно ездить кроме велосипеда без прав в Германии? Попалась хитрая статья в инете что
"Пару лет назад в ФРГ разрешили с 16 лет водить без прав мотоциклетную технику мощностью до 20 л.с. Намек к действию в этом увидел один из дилерских центров и решил переделать седан Seat Ibiza в трехколесное транспортное средство. Правда новый автомобиль под названием Ellenator"
:) например для поездок по городу и окрестностям такое чудо устроит. Это правило еще работает?
Мария (27/08/2015)
Добрый день, хотим с будущим мужем открыть/купить фирму в Германии (город не принципиален), и купить на нее новую машину с салона, интересуют следующие вопросы:
1. Какие налоги должна оплатить фирма, при покупке автомобиля?
2. Можно ли вернуть НДС( с покупки автомобиля)?
3. Какие налоги мы как нерезеденты- владельцы фирмы должны будем платить?
4. Возможно ли нам, как учередителям фирмы, сделать себе долгосрочные визы в Германии?
5. Сколько стоит годовое обслуживание фирмы ( бугалтерский учет и налоговые декларации), если деятельность в Германии мы вести не будем?
Заранее спасибо за ответ.
С уважением Ревенко Мария.
Erik palkanov (06/08/2015)
Добрый день.,
У меня к вам большая просьба?
Не могли бы вы мне подсказать сколько стоит налог на Mercedes Е-класса 1999 320 CDI серии дизель?
Я вам буду очень благодарен!
Serj (19/07/2015)
Добрый день.
Подскажите, пожалуйста, по каким критериям искать в Google сервис-гараж сдающий в почасовую аренду бокс с подъемником и инструментами для самостоятельного обслуживания своего автомобиля (в Берлине)?
Alex (26/05/2015)
Доброго времени.
Подскажите, пожалуйста, если машинка из России, то замеряют СО2 за ~1500. А в дальнейшем будут ли ещё расходы с этим связанные, или это разовая процедура, и то, что намеряют, будет хоть 30 лет действовать?..
Антон (27/04/2015)
Доброго времени суток!
Спасибо за полезные и интересные статьи! Возник вопрос - есть ли у Вас какая-либо информация по мотоциклам? Я так полагаю, документы для оформления мотоцикла на себя те же, что и с автомобилем, да? А как обстоят дела с налогами и страховкой?
Слышал еще, что страховка на автомобиль в первый год езды в Германии рассчитывается как 200% или 250% страховой суммы по данному конкретному автомобилю. На второй год - порядка 100-130%. И далее сумма падает в зависимости от "опыта" водителя. Т.е. условно говоря, если стоимость страховки БМВ 520 2001 г.в. составляет 1000 евро в год (цифры "с потолка"), то водитель без стажа, например 18-летний немец, заплатит за страховку 2000-2500 евро за первый год, 1000-1300 - за второй и т.д. Вопрос - знаете ли Вы, как обстоят дела, если у меня опыт вождения 11-12 лет и сейчас я поменяю свои украинские права на немецкие? Будет ли мой "иностранный опыт" учитываться при расчете стоимости страховки или начнут считать с нуля?
Еще короткое "замечание" - когда бастуют работники транспорта и дорога домой занимает 2 часа (с 3 пересадками) вместо обычных 30-40 минут (с 1 пересадкой), то любой стоящий в гараже или под домом "пассив" стоит рассматривать как актив))) Пробок, однозначно, в такое время больше, но... В моем случае расстояние по дорогам - примерно 20 км. Даже при средней скорости 20 км/ч... Думаю, математика не сложная и по-моему в пользу авто/мото ;) Про давку в транспорте и не останавливающиеся на остановках автобусы молчу - советским людям к этому не привыкать! (история про Берлин)
Заранее благодарю за ответ.
С уважением,
Антон
Николай (15/04/2015)
А как обстоит дело с гибридными машинами? Я владею Хондой Инсайт и она вполне спакойно делает на 18.8 км. на одном литре бензина. Я езжу много и в год примерно 22708км, что выходит 3191кг CO2 в год.
Андрей (18/01/2015)
Добрый день!
Подскажите пожалуйста, взяв во внимание налог на автомобиль какой автомобиль лучше приобрести в германии бензиновый или дизельный. Хочу приобрести Toyota Auris года так 2008 или моложе.Эксплуатация в основном в городе, но иногда и на автобан придется выскочить да проехать 100-200 км....
Заранее огромное спасибо.
Serj (13/01/2015)
Добрый день еще раз.
Никак не найду где нашел капельку информации про использование немецкими автолюбителями пропана-бутана LPG. Неужели в Германии сравнительно мало используют этот вид топлива, интересно почему?
Из прочитанного я понял что установка оборудования для LPG в Германии стоит 3000, в Италии - 1000. Интересно, в Германии эту установку нужно документально оформить? Просто если нет, тогда я бы не мучил себя с поиском авт-ля с дизелем, который нормально будет с большим пробегом, ведь можно найти авт-ль того же возраста с бензиновым дв-лем с меньшим пробегом и в лучшем тех. состоянии, с целью последующей установке оборудования для LPG, но не в Германии а там где это дешевле. Только вот вопрос о необходимости документации этого переоборудования не дает мне покоя...
Владимир (09/10/2014)
Добрый день,
Собираюсь переехать с автомобилем в Германию. Насколько я знаю, я буду обязан получить местные права в течение 6 месяцев, а зарегистрировать машину — в течение 12, и, скорее всего, я буду это делать не одновременно (сначала права, а через какое-то время зарегистрирую машину). До какого момента мне необходимо будет иметь международную страховку ("зеленую карту") — до момента перерегистрации?Момент получения местных прав не имеет значения?
Алексей (19/01/2014)
Хочу от себя добавить что не смотря на то что кажется что бензин дороже, по цене выходит то на то с дизелем.
Так как детали и ремонт дизеля дороже чем бензиновые, так что особенной разницы не будет если речь идёт не об очень дальних поездках.
Егор (24/10/2013)
Степан, добрый день.
Перебираюсь в Германию работать (программистом). Интересует, почему же они не ездят на внедорожниках? неужели это безумно дорого у них? К пример, Ниссан Навара, дорого ли обойдется в Германии. Речь идет о западной (Кельн). Налоги то я посчитал, а вот со страховкой бедаааа.
Ольга (20/02/2013)
Присоединяюсь ко всем, блог потрясающий! Кладезь полезной информации! Степан, вам надо быть писателем!
По теме: если купить в германии малолитражку примерно сколько годовой налог, скажите на примере любого популярного авто. И хоть примерную стоимость страховки (типо нашей каско, т.е все включено без франшиз). Хотелось бы понять стоит ли там покупать авто или приезжать на своей из россии.
Сколько времени можно ездить по германии на российском авто (т.е иномарке купленной в россии) я думаю жить на две страны, месяц в германии, месяц в россии
Swift (22/08/2013)
Ну как, нет, потери на передачу электричества относительно малы, думаю не более 20 %, а КПД у ТЭЦ заметно выше, то есть если у автомобильного двигателя КПД может быть процентов 25, то у турбинных генераторов 30—35 %, это во-первых, во-вторых электромобиль энергии тратит меньше, потому что при торможении она не уходит в тепло, а заряжает батарею. И в-третьих ТЭЦ использует остатки энергии не для нагревания воздуха, как машина, а для нагрева воды, которую потом подают в водопровод/отопление.
Да и как мне кажется, у европейских стран в среднедолгосрочных планах есть отказ от углеводородов как топлива, в этом году писали, что в какой-то из дней в Германии ветряками/солнечными батареями обеспечили больше половины суточного потребления. Пока машины на бензине от этого никуда не денешься, а электрическим без разницы, откуда энергия. Но закрытие АЭС по мне так чисто популистское решение.
Но экологичность, на мой взгляд, самое главное, представьте воздух в городе, в котором разрешены только электромобили. И в ТЭЦ можно использовать гораздо более эффективные фильтры воздуха, так как практически нет ограничений на габариты.
Евгений (15/01/2013)
Добрый вечер еще раз Степан!!! Пассив это да но с другой стороны сколько денег приносит этот пассив за мобильность передвижения.С каждой статьей я влюбляюсь в форум и не могу оторваться :) еще интересный вопрос который поднимала Меркель про электромобили, как быстро они полностью войдут в рынок-Ваше мнение пожалуйста. С ув. Евгений
Германия