Виды общественного транспорта в Германии: на чём ездят немцы
Автомобиль — необходимый, но не единственный способ передвижения по немецким просторам. В Германии развит общественный транспорт, которым активно пользуются не только в крупных городах, но и на окраинах, вдали от мегаполисов.
Иммигрантам приходится знакомиться с местной транспортной инфраструктурой, выяснять расписания и правила пользования городскими и междугородними сетями. Система обычно устроена иначе, чем на Родине мигранта. В зависимости от того, откуда иностранец прибыл, немецкий транспорт вызывает восторг или разочарование. В любом случае, вникнуть не так просто, поэтому полностью освоиться получается в основном спустя годы.
Всё потому, что в разных регионах свои порядки. Например, в Берлине требуется подтверждать билет на поезд, а Гамбурге — нет, так как заранее его приобрести невозможно. Метро есть только в нескольких городах, так же, как и трамваи.
Есть, конечно, кое-что общее — во всей Германии нет маршруток. Вообще! И транспорт здесь в отличном состоянии. Максимум «ужаса», который попадается, — это вагоны метро 80-х, например, в Мюнхене. Зато трамваи, автобусы обычно очень чистые и современные.
Но каждому новоиспечённому бюргеру, даже если он знаком с общей ситуации с транспортом в ФРГ, нужно обязательно узнавать правила в своём городе. Местные сами часто не в курсе всех нюансов, поэтому порой и спросить будет трудно. Лучше потратить время и порыться на сайтах транспортных компаний города, типа VRN, OPVN и т. п., выяснить информацию по маршрутам и проездным.
Наш обзор в основном относится во всей стране. Из него станет понятно, какие виды транспорта есть в Германии и правила пользования, где и как приобрести билеты, что такое транспортные зоны и многое другое. Региональные же условия всегда уточняйте «на месте».
Виды общественного транспорта в Германии
В стране развиты системы:
- автобусов — Omnibus,
- электричек — S-bahn,
- трамваев — Strassenbahn и Stadtbahn,
- метро — U-bahn.
О региональных и междугородних поездах есть отдельная статья — в ней подробно рассказано о типах железнодорожного транспорта, процедуре покупки билетов и условиям проезда. Также для тех, кто часто ездит на поезде, будет интересно узнать о системе скидок BahnCard, с которой экономят 25-100% стоимости билета.
Сообщение обеспечивает несколько компаний, которые устанавливают в федеральных землях свои правила проезда. Иногда перевозчики, действующие в соседних городах, объединяются в транспортные союзы. Что удобно для пассажиров, ведь ассоциация организует единую систему билетов и расписания пригородных поездов, городских электричек, трамваев и автобусов. Например, территорию Лейпциг — Галле обслуживает объединение Mitteldeutscher Verkehrsverbund (MDV).
Большинство компаний, осуществляющих перевозки пассажиров, региональные. Поэтому в Германии стандартна ситуация, когда билет на поезд действителен для проезда и на автобусе или трамвае.
Например, если в Берлине купили билет на автобус, его можно использовать и для проезда на электричке. Только время действия ограничено — обычно это 2 часа.
Внутригородские поездки
Автобусы
Если увидите круглый знак, на котором нарисована буква «H», здесь находится остановка автобусов или трамваев (от нем. Haltestelle — «остановка»).
Расписание располагается обычно рядом в рамке. Порой на остановке установлена электронная таблица, где указываются номера маршрутов и время прибытия рейсов.
В немецких автобусах запрещено курить и распивать спиртные напитки. А безбилетнику грозит штраф от 60€.
Стоимость проезда в городских автобусах в Германии — приблизительно 2€. Месячный проездной обходится в 70-90€.
Есть дневные и ночные рейсы. Последние обозначаются буквой «N» перед номером. По ночам автобусы ездят каждые полчаса до 4:30.
Например, в Берлине есть почти 200 маршрутов автобусов, которые развозят бюргеров по 2634 остановкам. Есть 63 ночных городских рейса, которые обслуживают 1508 остановок. Кроме того, каждые 10 минут в городе ходят 17 «Метробусов» (с обозначением «М»). Есть ещё «Экспрессы» (помечаются «Х»), связывающие аэропорты и пригороды Берлина с центром.
Мюнхенская автобусная сеть (нем. Bussystem München) обслуживает Мюнхен и пригородные районы, территориально расположенные в Баварии. Здесь курсирует 65 дневных и 12 ночных маршрута, общей длиной 457 км с 916 остановками.
Автобусы Мюнхена включают:
- Городские StadtBus — 62 линии. Ездят в дальние районы города, где нет другого транспорта. Номер состоит из трёх чисел.
- «Метробусы», которые соединяют транспортные узлы в районах города (14 линий). Номера — двухзначные.
- «Экспрессы», которые останавливаются не так часто (5 линий). Номер начинается с «Х», после чего идёт 2 числа.
- Ночные мюнхенские автобусы (15 линий). Обозначаются буквой «N» перед двузначным числом.
Трамваи
В Германии большое количество трамвайных сетей — Straßenbahn на немецком языке. Они присутствуют в более, чем 50 городах ФРГ.
Система берлинских трамваев — Straßenbahn Berlin — крупнейшая в Германии. Это одна из старейших трамвайных сетей в мире, основанная в 1865 и управляемая Berliner Verkehrsbetriebe (BVG).
Это третья по величине система трамваев в мире после Мельбурна и Санкт-Петербурга. Она состоит из 22 линий с почти 800 остановками. Девять линий работают круглосуточно и обозначаются буквой «M» (Metrotram) перед номером: M1-M17. Днём они ходят каждые 10 минут, а после 12 ночи — раз в полчаса. Остальные тринадцать — обычные городские трамвайные линии, это маршруты 12-68.
Схема трамваев в Берлине.
Большая часть берлинской трамвайной системы находится в пределах бывшего Восточного Берлина. В основном покрывает территории, где меньше всего поездов и метро. Сети часто соединяют ветки метро, автобусов и электричек. Линии трамваев на западе города были постепенно заменены автобусами.
Stadtbahn
В некоторых регионах ФРГ есть система легкорельсового транспорта — Stadtbahn или «городской поезд». По сути, это смешение разных трамваев, использующих подземные туннели и станции для разгона до нужной скорости. Иногда Stadtbahn едет по специальным рельсам прямо посередине дорог — чтобы не пересекаться с автомобилями.
Во многих городах Германии, где нет метро (например, в Дюссельдорфе), Stadtbahn, очень на него похожий, с выделенными ж/д линиями и тоннелями — прекрасная возможность доехать быстро и недорого из точки А в точку B. Также, как Франкфурте-на-Майне, хотя многие жители считают, что здесь находится метро.
Электрички
S-Bahn — немецкие городские электрички. Это сеть, совмещающая городские/пригородные поезда, которая тянется через весь город, иногда имея подземные линии, чем похожа на российское метро.
Расстояния между станциями S-Bahn, как правило, меньше, чем между станциями региональных поездов RB, и больше или такие же, как в метрополитенах, у трамваев, автобусов.
Первый S-Bahn был запущен в Берлине в 1930. Сегодня в Германии существует семнадцать сетей электричек, многие из которых обслуживают сразу несколько городов, а также связывают крупные аэропорты с населёнными пунктами.
В каждом регионе действуют единые тарифы, поэтому пассажиры в течение поездки могут пересаживаться с поездов S-Bahn на маршруты городского транспорта. Главное — перемещаться в пределах тарифной зоны.
Метро
U-Bahn — немецкое метро, которое не пересекается с другим общественным транспортом. Есть в Берлине, Мюнхене, Гамбурге, Нюрнберге.
Некоторые города называют Stadtbahn U-Bahn (например, Франкфурт) и сокращают буквой «U». Иногда также можно услышать сбивающий с толку термин U-Stadtbahn, который прижился в народе.
Поэтому, если увидите в других регионах букву «U» на синем, это значит не U-Bahn, а Stadtbahn — легкорельсовые трамваи, которые проезжают в туннелях.
Обычно U-Bahn проходят под землёй, но также поезда можно увидеть и наверху.
Синий знак с белой «U» — станция метрополитена.
Первая линия метро в ФРГ заработала в Берлине в 1902. Позднее эта сеть стала крупнейшей в стране: 9 линий общей протяжённостью 155,4 км оснащены 175 станциями. И расширение продолжается.
Интервал поездов метро в Германии в час пик: 5-10 минут.
В отличие от московского и других метрополитенов, на входе в U-Bahn и S-Bahn нет никаких турникетов и контролирующих вход надзорных. Но это вовсе не означает, что проезд бесплатный — билет требуется купить в обязательном порядке!
Кнопки остановки для открытия дверей
В немецком общественном транспорте на поручнях обычно есть кнопки, которые нажимают, когда хотят выйти. В автобусах и трамваях над местом водителя электронное табло показывает, какая следующая остановка. Часто это сопровождается объявлением поездок с помощью записанных голосовых сообщений.
Если народу в автобусе немного, а на остановках пустынно, водитель вполне может решить проехать мимо. Поэтому лучше нажать на кнопку, чтобы выйти там, где нужно. Кнопочная система есть также в метро и электричках.
Такси
Если нужно быстро и с багажом добраться куда-то, немцы пользуются такси. Машины таксистов в Германии — бежевые, наверху установлена жёлтая табличка с чёрной надписью «Taxi».
Заказывать машину лучше заранее — по телефону или через приложение. Например, Free Now (бывший MyTaxi) и uberTaxi.
Автомобили оборудованы счётчиками, которые показывают расходы. Минимальная сумма взимается с клиента при посадке, а окончательная цена зависит от расстояния и времени поездки. Сумма всегда включает налог.
В классическом понимании системы типа «Яндекс.Такси» в Германии нет. Здесь каждый таксист работает в конкретной фирме, и приложения городские. Они агрегируют системы заказа такси в городе, поэтому поездка в ФРГ выходит дороже.
Цена такси в крупных городах Германии начинается от 3-5€ за посадку, плюс 1-2€ за каждый километр, и 30-50 евроцентов за минуту ожидания. Поездка в 20 км будет стоить 23-25€.
Оплатить поездку можно наличными или с помощью кредитных/дебетовых карт. Также оплата возможна прямо через мобильные приложения.
Покупка билетов на общественный транспорт
Приобрести билет в Германии можно:
- в автомате на станции — Fahrkartenautomaten,
- на сайте или в офисе перевозчика,
- через приложение на смартфоне (не везде),
- у водителя,
- в автомате внутри автобуса/трамвая (если он есть).
Когда билет куплен заранее, достаточно «подтвердить» в компостере — автомате с надписью «Bitte hier entwerten».
Приобрести билет можно прямо у водителя автобуса — на нём уже ставятся дату/время, поэтому компостировать не нужно. В трамваях обычно для этого используются билетные автоматы. Тем, у кого электронные абонементы, часто приходится проверять их с помощью устройства на входе.
Если светит покупка у водителя, имейте в виду, что он принимает наличные. Часто сдачи не хватает, поэтому готовьте купюры помельче — по 5, 10 или 20 евро.
Как найти сайты перевозчиков
В каждом городе Германии системой общественного транспорта управляют региональные транспортные операторы или «тарифные союзы» (Verkehrsverbund), которые регулируют тарифы и цены на проезд.
Часто сходу разобраться в многочисленных тарифных планах иммигранту непросто. Даже после посещения сайта bahn.de кажется непонятно, на чём лучше доехать из пункта A в пункт B, не нарушить правила, ещё и сэкономить.
Поэтому лучше готовиться к поездкам заранее, изучив карту границ сетей и тарифы. Как правило, если это крупный туристический центр, например, Мюнхен, Штутгарт или Берлин, здесь есть специальные транспортные сайты с переводом, минимум — на английский.
Если это городок поменьше, а то и посёлок, обращайте внимание на пометки, которые даёт DB в разделе цены — там может быть указано, чьи тарифы действуют в зоне.
Нелишним будет изучить карту объединений транспортных компаний по стране. Она гуглится по запросу «Karte der Verkehrsverbünde und Tarifverbünde». Смотрим регион предстоящего трипа, находим перевозчика — например, VRT или BVG.
Также забиваем найденное название в Google и переходим на официальный сайт, где есть достоверная инфа с картами, зонированием, тарифной сеткой и расписанием.
Безбилетники
«Всё на честном слове», решают зайцы, но глубоко заблуждаются. Если раз удастся «пролететь», считайте, повезло. А нарвавшиеся на контролёров приезжие безбилетники запоминают эту встречу надолго. Никаких поблажек и предупреждений «на первый раз» не будет. Выпишут штраф от 60€, который придётся оплатить.
После повторных нарушений зайцев заносят в «чёрный список», куда очень нежелательно попадать иммигрантам, которые хотят долго жить в Германии. Для особо безбашенных, на страх и риск экономящих на билетах, уготовлены другие наказания — общественные работы и тюрьма.
Контролёры одеваются в штатское. Поэтому их сложно отличить от обычных попутчиков. Они вычисляют самую длинную станцию, вскакивают, когда состав трогается, и заявляют «Приготовьте билеты»! И тут уж не отвертеться — если не нащупали действительный билет в кармане, придётся готовить деньги.
В 80-е предприимчивые немецкие студенты пытались организовать страховку «для зайцев». При выписывании штрафа за человека платило объединение. Но, видимо, из-за увеличения сумм за безбилетный проезд, идея в Германии не особо прижилась. Хотя аналоги появились и до сих пор существуют также в других странах Евросоюза.
Провоз велосипедов
Обычно транспорт в Германии оснащён специальными вагонами с символом велика. Это значит, здесь можно ехать с двухколёсным товарищем. Но помните, что иногда удастся обойтись одним билетом (например, на S-Bahn), а где-то придётся покупать 2 — на себя и «друга».
Проезд с собаками
Правила перевозки четвероногих устанавливают перевозчики, поэтому от земли к земле разнятся. Общие рекомендации такие:
- Поводок в транспорте и на остановках.
- Намордники — только для агрессивных и крупных пород собак.
- Больших нужно усаживать под сиденье, мелких разрешается держать на коленях.
- Недопустимо, чтобы собака сама сидела на пассажирском месте.
- Билет на собаку отдельно обычно покупать не нужно. Но всё регулируется городом — например, если высота в холке выше 80 см, кое-где надо покупать билет.
- Если маршрут долгий, обычно собак брать не разрешается. Исключение — поводыри и помощники.
Действие билетов
В большинстве городов ФРГ любой билет действителен для проезда в одном направлении в течение нескольких часов. Его разрешается использовать в это время для пересадки между разными видами транспорта (автобус, трамвай, Stadtbahn, метро, электричка). Однако, чтобы поехать в обратном направлении, придётся обилечиваться заново.
Если билет действует на протяжении пары часов или дня, во многих городах требуется его «погасить» — поставить отметку в автомате на вокзале, в автобусе или трамвае.
Когда билет покупается в автомате, и на нём уже проставлен штемпель с указанием даты и времени, компостировать его не нужно.
В каждом регионе перевозчики предлагают свои тарифы скидки, которые позволяют сэкономить. Обычно школьникам, студентам и пенсионерам полагаются бесплатные или льготные проездные. Их можно приобрести в кассах или автоматах (уточняйте, какие документы нужно предоставить для получения скидок).
Транспортные зоны
Немецкие города для определения стоимости тарифа делятся на зоны — Tarifzonen. Это как круги на воде: самый маленький в центре, а затем всё больше и больше. И чтобы узнать, какой билет купить, нужно понять, какие территории предстоит пересечь по пути.
Например, в Берлине 3 зоны: A (центр), B (чуть дальше) и C (окраина). Стоимость билетов для проезда в А и В — 3,20€, всех трёх — 4€. Для детей предусмотрены скидки.
Действует правило: один билет действует внутри указанных границ на все виды транспорта.
При оплате проезда в кассе, автомате, приложении или у водителя, всегда нужно указать, в какую зону собираетесь поехать.
Если видите, что придётся пересекать несколько «кругов», например, два, сразу имейте в виду, что на границе первой зоны придётся выйти и купить новый билет для проезда далее. Или приобрести тот, что действует сразу в двух зонах.
Нельзя приобрести билет по тарифу AB и по нему прокатиться в C.
Карты с зонированием обычно располагаются на вокзалах, станциях. Но есть и в интернете.
Цены билетов разные в федеральных землях. Если городской билет в Штутгарте обойдётся в 1,4€, в Кёльне — 2,8€.
В среднем, одна поездка на небольшое расстояние в городах Германии обойдется в сумму от 2 до 4 €.
На примерах Берлина и Мюнхена рассмотрим, как действуют правила проезда на общественном транспорте в Германии в пределах разных зон.
Зонирование в Берлине и цена билетов
Город поделён на 3 зоны: A, B, C. Перемещаться можно в одной, двух или трёх — например, из A в B, или из A в C через B. В зависимости от того, куда нужно приехать, покупается соответствующий билет. Если брать ABC, покрывается вся территория с пригородом и Потсдамом.
Карта тарифных зон Берлина.
Одна поездка
Если покупать один билет на поездку по Берлину, он будет действителен 2 часа. С ним можно пересаживаться, но нельзя приехать обратно.
Зона | Цена для взрослых | Цена для детей 6-14 лет (до 5 — бесплатно) |
---|---|---|
AB | 3,20€ | 1,90€ |
BC | 3,80€ | 2,50€ |
ABC | 4,00€ | 2,90€ |
Если нужно проехать 1, 2 или 3 остановки на метро/электричке, или максимум 6 на автобусе/трамвае, доступен специальный билет «на короткие маршруты»: обычный стоит 2,2€, детский — 1,7€. Но будьте готовы получить штраф, если проедете в реальности дальше и попадёте на контроль.
Дневной тариф
Дневной — Tagesticket — подразумевает, что билет действителен в течения одного дня до 3 часов ночи. Например, купили в 14:00 — можно ездить до 03:00 следующего дня.
Зона | Цена для взрослых | Цена для детей 6-14 лет |
---|---|---|
AB | 9,50€ | 6€ |
BC | 9,90€ | 6,30€ |
ABC | 10,70€ | 6,50€ |
Групповой тариф
Для путешествующих по городам Германии подойдёт дневной билет на группу — за 5 человек сразу платишь меньше, чем за каждого отдельно.
Зона | Цена |
---|---|
AB | 29€ |
BC | 30€ |
ABC | 31€ |
Проездные на неделю и месяц
Работающим и тем, кто часто ездит по городу и окрестностям, подойдут абонементы.
Зона | На 7 дней | На месяц |
---|---|---|
AB | 39€ | 91€ |
BC | 40€ | 93€ |
ABC | 46€ | 114€ |
Также есть годовые билеты, которые обойдутся в 750-1050 евро на одного.
Для туристов выпускают специальные предложения — карты со скидками для поездок на 1-3 дня, которые включают проход в популярные туристические места.
Актуальные расценки уточняйте на сайте BVG.de.
Зонирование в Мюнхене
В Мюнхене сеть общественного транспорта находится под управлением корпорации MVV. Вся территория региона разделяется на 7 зон:
- M — Мюнхен и некоторые пригородные локации,
- M1-M6 — остальные районы в границах влияния MVV.
На карте каждая зона выделена цветом: M — белым, М1 — жёлтым, М2 — красным, М3 — синим, М4 — зелёным, М5 — оранжевым, M6 — сиреневым. Цена билета зависит от количества зон, которые пассажир планируtт проехать.
Обычный билет на поездку
Einzelfahrkarte, также, как и в Берлине, имеет срок действия — от 2 до 3 часов в зависимости от количества зон (для детей от 6 до 14 — всегда 3 часа).
Зона | Цена на одного взрослого |
---|---|
М/2 зоны | 3,70€ |
М1/3 зоны | 5,60€ |
М2/4 зоны | 7,40€ |
М3/5 зон | 9,30€ |
М4/6 зон | 11,10€ |
М5 | 13€ |
М6 | 14,80€ |
Стоимость льготного билета не зависит от количества проезжаемых зон и всегда одна — 1,80€.
Есть и билет «на короткий маршрут» в один конец стоимостью 1,90€.Он действует 1 час (с момента компостирования) для проезда четырёх остановок на наземном транспорте, двух — в метро или на электричке и одной — на «Экспресс»-автобусе.
Проездной на 1 день
Single-Tageskarte — дневной безлимитный билет в Мюнхене для лиц старше 15. Доступен для использования в определённой зоне неограниченное количество раз, действует до 6 утра следующего дня, требует компостирования.
Зона | Цена |
---|---|
М/2 зоны | 8,80€ |
М1/3 зоны | 10€ |
М2/4 зоны | 11€ |
М3/5 зон | 12,10€ |
М4/6 зон | 13,40€ |
М5 | 14,80€ |
М6 | 16€ |
Групповой тариф на день
Есть экономный вариант для групп до пяти путешественников — Gruppen-Tageskarte.
Зона | Цена |
---|---|
М/2 зоны | 17€ |
М1/3 зоны | 18,40€ |
М2/4 зоны | 19,40€ |
М3/5 зон | 22,40€ |
М4/6 зон | 25,10€ |
М5 | 27,80€ |
М6 | 29,80€ |
Проездной на неделю, месяц
Абонемент Isarcard позволяет кататься 7 дней в пределах всех зон. Стоит от 20 до 80 евро, в зависимости от выбранных границ поездок.
Есть и другие групповые тарифы, карты для туристов на проезд с льготным посещением достопримечательностей, билеты для поездок в аэропорт и обратно в город, а также специальные условия для провоза велосипедов.
С зонированием Мюнхена, а также полным списком тарифов с актуальными ценами можно ознакомиться на сайте MVV.
Междугородние поездки
Если жить в Германии в небольшом городе или деревне, без автомобиля передвигаться сложнее. В крупных населённых пунктах обычно есть вокзал, с которого можно добраться до других городов, дополнительно также ходят междугородние автобусы. В посёлках, как правило, доступно только автобусное сообщение.
Для перемещения между городами и землями ФРГ бюргеры пользуются:
- Автобусами.
Главный междугородний перевозчик — Flixbus, на автобусах которого чаще всего ездят по Германии. До 2019 был конкурент Eurolines, но Flixbus купил его, завоевав ещё больше места на рынке.
Ещё один известный автобусный перевозчик в ФРГ — IC Bus, принадлежащий Deutsche Bahn. Минимальные цены на межгород — 9€.
Также ездят Berlin Linien Bus — автобусы посещают 340 пунктов в стране и европейских городах. Прокатиться, например, из Франкфурта в Прагу будет стоить от 19€.
Купить билеты можно на автовокзале, в офисе компании-перевозчика или в интернете. Цены на билеты в междугородних автобусах Германии зависят от маршрута, находятся в пределах 14-25€.
Поездка из Мюнхена в Берлин обойдётся в 14-17€. Чуть дальше, например, из Берлина во Франкфурт-на-Майне — в 17-21€.
- Поездами — RB, RE, ICE, InterCity. О них подробно писали в в статье про железнодорожные билеты в Германии. Добавим лишь важные неочевидные вещи:
Купленный билет одной сети ж/д не действителен на другой. Например, нельзя купить билет на S-Bahn и поехать по нему на региональном поезде DB. Хотя оба состава могут ходить по одним и тем же рельсам один за другим с интервалом в 10 минут.
Ещё один нюанс связан с проездными на S-Bahn. Если, к примеру, человек живёт в Манхайме и ездит на работу в Карлсруэ, ему будет недостаточно одного проездного, купленного в своём городе. Придётся приобретать два абонемента на месяц или год, потому что действующий в Манхайме не распространяется на Карлсруэ — там другая сеть перевозчиков.
Deutschland-Ticket
С мая 2023 в Германии выпустили новый вид проездного — Deutschland-Ticket. Его можно использовать сразу на нескольких видах транспорта, включая электричку, трамвай, метро, автобус и региональные поезда по всей стране.
Не включён в «единый» только межгород на автобусах и поездах.
Стоимость Deutschland-Ticket: 49€/месяц. Пользоваться билетом вправе только владелец. Можно взять бесплатно попутчика-ребёнка, если ему ещё не стукнуло 6 лет.
Купить проездной можно:
- на портале регионального перевозчика,
- на сайте DB,
- в приложениях DB-Navigator-App или Deutschland-Ticket-App,
- в центрах продажи билетов (DB-Reisezentrum).
В некоторых федеральных землях (на данный момент — Гёссене, Гамбурге, Ганновере, Сааре, Мекленбург-Передней Померании и Северном Рейн-Вестфалии) «Deutschland-Ticket» продают со скидкой школьникам, студентам, малоимущим, беженцам, и волонтёрам — им «единый» обойдётся в 29-40 евро.
02-08-2023, Екатерина Щукина
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы подписаться на уведомления о комментариях к статье.
Войти!
Комментарии и вопросы
Задавать вопросы и общаться более интенсивно лучше в нашем телеграм-чате.
Natulek (18/04/2023)
Кто нибудь пользовался международным автобусом Берлин-Калининград? Сколько по времени занимает поездка реально, с пересечением границы и таможенным досмотром. Доставлено нельзя иметь при себе более 30 евро?
Валентин Пашко (31/01/2019)
Не знал, что раньше в Германии не было автобусов, ну точнее они не ездили между городами. С автобусом гораздо легче и дешевле, да и к тому же на поезд билет нужно бронировать хотя бы за месяц, а если ты только узнал о поездке и тебе через неделю ехать, в этом плане тоже хорошо, пошёл перед поездкой купил билет на автобус и никаких проблем.
lastpook (22/11/2012)
отличная новость!
Monsignor (16/07/2017)
>Ведь если раньше для перевозки 50 человек требовалось примерно 25 автомобилей (в среднем водитель и пассажир в одной машине), то теперь для этого нужен всего один автобус.
Если только эти 50 человек пересели не с поездов, которые ещё более экологичны.
Marina (08/10/2013)
Поезда в Германии бывают не только дорогими, но и, если пересадки, то очень непунктуальными, а также маршруты порою длиннее, чем автобусом.
Кстати, многие автобусы полупустые, и имеют бесплатный беспроводной интернет. По своему опыту скажу, ездить бывает намного комфортнее, чем в поездах 1го класса. Да и билет можно купить дешевый незадолго до поездки, а в DB если за пару дней, то цена даже с Bahncard "кусается". И еще понимаешь, как же переплачивал иногда до сих пор с DB.
Екатерина (02/02/2013)
Да, с появлением автобусов разница в ценах на перемещение приятно ощутима. Свежие впечатления: на поезде IC от Франкфурта до Хайдельберга билет на одного взрослого стоит 21 евро, на ICE – 28 евро. А на автобусе всего 5 или 6 евро в зависимости от времени отправления. Нашла такие билеты на сайте meinfernbus.de. Может, он еще кому пригодится )). А на сайте eurolines.de еще, видимо, не все направления открыты, поэтому вышеуказанного я не нашла, зато радует то, что там есть билеты не только на внутренние перемещения, но и между разными европейскими странами.
rryk (20/11/2012)
Ну наконец-то... не думал что такое произойдет на моем веку. Поезда в Германии просто нереально дорогие.