Немцы и велосипеды — полезная информация
Судить, что в Германии наступила весна, можно не столько по солнечной погоде или температуре воздуха, сколько по количеству велосипедистов на дорогах. Да, многие немцы и зимой продолжают ездить на велосипеде по делам, но в тёплое время года «двухколёсных пешеходов» становится в разы больше, потому что бюргеры начинают кататься просто так, ради удовольствия.
Изобретение велосипеда в Германии
В 2017 году исполнилось 200 лет с момента изобретения велосипеда. В 1817 году барон Карл фон Дрез (Karl von Drais) создал макет нового чуда — самоката на колесах. На первый взгляд, находка незатейливая и бесхитростная. Однако, не всё так просто. Прежде, чем стать тем велосипедом в привычном нам формате, изобретение прошло много этапов развития и претерпело кучу видоизменений.
Конечно же, праотец велосипеда был похож на современный отдалённо. У него имелся руль, 2 колеса и рама. Педалей не было, ведь изобретатель фон Дрез изначально придумывал «машину для бега» — Laufmaschine. Ездить нужно было, сидя на раме, поочередно отталкиваясь от поверхности ногами. Современное воплощение — беговел, на котором рассекают миллионы малышей с 2 лет.
До идеала ему было далеко! Состоял «беговел» целиком из дерева. А передвигаться на нём можно было, приноровившись и попрактиковавшись. Чтобы управлять передним колесом, надо было сдвигать его при движении неким подобием руля, больше напоминающим рычаг.
Так выглядела беговая машина Дрейса
Запатентовал «дрезину» исследователь в 1818 году. «Беговую машину» высоко оценили в Европе. В 1840 шотландец Киркпатрик Макмиллан усовершенствовал изобретение, добавив педали и сиденье. Но педали крепились к огромному переднему колесу, поэтому езда превращалась в подобие циркового номера.
Резиновые шины, низкую посадку, цепь и «звёздочки» велосипед приобрёл в 1885, встав наконец на дорогу, как самое массовое транспортное средство в мире. Только в Германии их около 72 миллионов.
В последние годы, помимо стандартного педального транспортного средства, появились усовершенствованные электровелосипеды.
Велосипедисты в Германии
Немцы охотно занимаются велоспортом. В Германии часто встречаются целые команды одинаково одетых велосипедистов — ферайны. Они не страшась быстро мчатся прямо по дорогам, создавая серьёзные помехи автомобилистам.
Велосипедными дорожками, проложенными везде и всюду, спортсмены пользоваться не желают.
Зато на велодорожках катаются обычные велосипедисты, которых в Германии миллионы. В городах для педального транспорта обычно размечают часть улицы между тротуаром и дорогой. За городом велодорожки проложены немного в стороне от проезжей части и часто используются одновременно велосипедистами и пешеходами. Для указания веломаршрутов и расстояний используются белые знаки с надписями населённых пунктов. А в городах помимо знаков для велосипедистов порой устанавливают мини-светофоры!
У остановок транспорта или вокзалов, а также в других общественных местах оборудована масса велосипедных парковок. Всё это в совокупности создаёт возможности для долгих и комфортных велосипедных прогулок, чем немцы активно пользуются.
В Германии живут истинные фанаты велоспорта. По выходным пешеходы то и дело слышат трели звонков веломанов, которые таким способом предупреждают о своём приближении. Бюргеры часто выезжают на велопрогулки целыми семьями, включая стариков и детей.
Собираясь в отпуск, немцы часто берут велосипеды с собой. Они крепят их на крышу машины или к багажнику. Покататься в отпуске по 30-40 километров ежедневно — норма.
Маленьких членов семьи, не способных самостоятельно крутить педали, возят либо на багажнике в специальном детском сиденье, либо в прицепе. Выглядит это немного опасно, но на самом деле несчастные случаи довольно редки.
В Германии водители дисциплинированы. К тому же, на курсах вождения инструктора часто обращают внимание учеников на велосипедистов и требуют относится к этим участникам дорожного движения, как к полноправным водителям.
Но и ответственность у велосипедистов в Германии тоже высокая. Если полиция поймает за рулём велосипеда пьяного водителя, то накажет его точно также, как водителя любого другого транспортного средства.
Дисциплину вождения велосипедов в немцах прививают чуть ли не с пелёнок. В школе при участии полицейских проводятся специальные занятия, на которых юным велосипедистам объясняют, какие правила соблюдать. Например, что о поворотах надо предупреждать путём предварительного вытягивания руки согласно предстоящей смене направления движения. Или не переезжать дорогу по зебре, а останавливаться и обязательно слезть с велосипеда.
Велосипедисты на дорогах Германии - нечто само собой разумеюшееся.
Экипировка немецких велосипедистов
Многих бюргеров, зимой добирающихся на работу на машине или общественном транспорте, в тёплое время года можно увидеть в довольно комичном наряде: тонкие обтягивающие трикотажные штанишки, прилегающая курточка и шлем.
Хотя законы этот элемент экипировки велосипедиста как обязательный не определяют, шлем надевает практически каждый. Связано это с понятиями немцев о личной безопасности. Местные берегут голову смолоду — начиная с двух-трёх лет, когда маленькие бюргеры впервые садятся на трёхколёсные велики.
В Германии ехать на велосипеде без защиты для головы так же странно, как в России кататься в шлеме.
Но не только традиции и привитое с детства чувство самосохранения побуждают немцев носить велосипедные шлемы.
Некоторые медицинские страховые компании предоставляют скидки на полисы для велосипедистов, если они используют защиту головы.
Также страховая компания может оспорить выплату страхового возмещения, если выяснится, что велосипедист грубо нарушал правила дорожного движения или занимался велоспортом в небезопасных условиях без шлема.
Правила для велосипедистов в Германии
Условия пользования велосипедом и электровелосипедом определяются немецким законодательством о дорожном движении и охране окружающей среды. Вот основные правила, которые пригодятся, если собираетесь прокатиться с ветерком по дорогам ФРГ:
- Необходимо соблюдать все дорожные знаки и правила движения, равно как и водители автомобилей.
- Разрешается ездить по велосипедным дорожкам, если они оборудованы. Там, где велодорожка отсутствует, правильно ехать по правой стороне дороги.
- Фара и красный задний фонарь должны быть включены в тёмное время суток и при недостаточной видимости.
- Электровелосипеды разрешается использовать с 14 лет.
- Нельзя перевозить пассажиров на рамах или багажниках велосипедов — только в специальном дополнительном сиденье или прицепе.
- Велосипедисту нельзя пользоваться мобильным телефоном и другими гаджетами, отвлекающими внимание во время езды.
- Велотуристы должны предупреждать других участников дорожного движения о своих намерениях с помощью звуковых сигналов или жестами рук.
Электровелосипеды в Германии
Ещё недавно элекромодели были в Европе экзотикой. Катание считалось средством поддержать себя в тонусе, заставить работать мышцы, тихо шелестя колёсами по дороге и наслаждаясь природой. Но постепенно этот новый вид транспорта начал собирать поклонников. Кто не захочет быстро доехать из пункта А в пункт B экономно, не особо напрягаясь? Тем более, расстояния в стране, где на стандартную поездку уходит не больше 10-20 км, полностью подходят для электровелосипеда.
Теперь на eBike пересаживаются не только пожилые немцы, но и все подряд, начиная с 14 лет.
Достаточно начать крутить педали, и мотор поможет, организуя невысокий скоростной режим — как правило, до 25 км в час. Когда скорость переходит границу, двигатель отключается. Хочется самому напрячься, налегаешь на педали. Устал — переложил заботы на моторчик, поставил ноги отдыхать.
25 км/час — показатель, проводящий черту между обычным велосипедом и другими видами ТС, требующими разрешения.
Для обычного eBike или Pedelec в Германии не требуется:
- Получать права
- Регистрировать ТС
- Оформлять страховку
- Ставить номера
В магазинах есть много электровеликов, которые разделяются по типам — для городских, дальних поездок или горных дорог. За счёт наличия аккумулятора и электромотора eBike более массивный, чем обычный велосипед — вес может доходить до 30 кг. Чаще всего электрические устройства для ТС делает фирма Bosch.
На сколько км хватает зарядки электровелосипеда
По-разному, зависит от скорости, дорожного покрытия, степени износа велосипеда и других факторов.
Например, в стандартных условиях на eBike, заряженным на 500 Wh, удастся прокататься порядка 200 км со скоростью 15 км/час. Если ускориться до 20 км/час и скорректировать условия дороги в худшую сторону, максимальное расстояние на одной зарядке составит около 150 км. Самая быстрая скорость 25 км/ч даст проехать меньше всего — до 80 км.
Права для электровелосипеда в Германии
Любителям активно крутить педали вообще не стоит беспокоиться о правах. Для обычного велосипеда никаких документов не требуется.
А с электрическими ТС уже не так всё просто. Их разнообразие заставило законодателей потрудиться и придумать разграничения в правилах. Потому что мощности и скорости у всех разные — одни ездят медленно, другие гоняют почти как автомобили.
- Для моделей мощностью до 250 Вт, на которых развивается скорость не выше 25 км/ч, вообще права не нужны.
- Если скорость электровелосипеда или мопеда не превышает 45 км/ч, а мощность — 4 кВт, получают водительские права категории АМ или А1.
- Для управления электровелосипедом, который развивает скорость более 45 км/ч, нужны права категории B. В этом случае проверяется, чтобы ТС соответствовало определённым требованиям, таким как обязательное наличие кресла и средств безопасности для пассажиров.
Если поймают за нарушение, выпишут штраф или даже заберут права — всё как у автомобилистов.
Стоимость велосипеда в Германии
Стоят велосипеды в Германии немало. Обычная цена хорошего двухколёсного «коня» — от 300€ и до заоблачных высот. Что касается eBike, стартовые ценники — 800€ . В онлайн-магазинах найдутся предложения дешевле, плюс есть шансы нарваться на скидки.
Немцы нередко покупают велосипеды за 1000€, имеющие по 20 передач, титановую раму и много всяких других наворотов. Стоимость продвинутого электровелосипеда порой превышает 2500€ .
Высокие цены на новые велосипеды компенсируются низкими на подержанные. Их можно купить за 50-100€ по объявлениям в газетах или в интернете.
Аренда велосипеда в Германии
Для тех, кто оказался в большом городе без двухколёсного друга, существуют сервисы аренды велосипедов. Возле вокзалов часто расставлены целые батареи одноцветных транспортных средств. Ими можно воспользоваться прямо на месте, позвонив по указанному номеру и получив код от замка. Плата за звонок будет платой за проезд.
Стоимость проката велосипеда в Германии зависит от региона, модели, продолжительности аренды. В среднем, цена за день начинается от 8-10€ для обычных и от 20€ в день для электровелосипедов. В некоторых городах существуют системы велопроката, где велосипед дают на несколько часов или дней за небольшую плату.
Велосипедная страховка
В Германии принято пристёгивать транспортное средство к парковке специальным замком. Кражи велосипедов — дело нередкое.
Ежегодно в Германии воруют сотни тысяч велосипедов. Уносят и отдельно какие-то детали или аккумуляторы. Перепродают через доски объявлений и на блошиных рынках, но чаще — разбирают на запчасти или перевозят в другие страны и продают как подержанные.
Немецкие полицейские сводки сообщают, что в 2020 было украдено больше 260000 велосипедов на сумму почти 200 млн евро, что на 7% меньше, чем в 2019. В 2019 своровали на 7% больше, однако проблема по-прежнему острая. Находят при этом всего 10 процентов, так что шанс вернуть двухколёсного друга невелик.
В качестве меры защиты от вандализма, краж или повреждений предусмотрительные немцы используют страхование. Покрытие кражи иногда включено в страхование домашнего имущества. Но отдельная велосипедная страховка покрывает эти и другие происшествия с обычными велосипедами и электромоделями.
В статистике не указано, какие именно модели уводили грабители, но больше 50% были застрахованы. В последние годы воры зарятся на велосипеды премиум-класса, особенно — с электроприводом.
Объем страховых выплат в сумме 110 млн евро по кражам велосипедов в 2020 стал рекордом. В среднем, немцу, оставшемуся внезапно без велика, выплачивается 700-800€.
Велосипедная страховка в Германии не является обязательной, однако, она может оказаться полезной в случае кражи, повреждения или несчастного случая.
Обычно велосипедная страховка в Германии предоставляет следующие виды защиты от:
- Кражи: компенсация стоимости велосипеда в случае его кражи или его частей — аккумулятора, мотора, колёс и т.п.
Внимательно проверяйте контракт, чтобы понимать, какую стоимость выплатит страховая: новую или восстановительную.
- Повреждений: возмещение стоимости ремонта велосипеда в случае его повреждения при столкновении, падении или ином происшествии.
- Производственных ошибок: компенсация в случае обнаружения несоответствия купленного велосипеда образцу из-за ошибки на производстве.
- Вандализма: покрытие ущерба от намеренно нанесённого преступниками ущерба.
- Неправильной эксплуатации: возмещение ущерба из-за неправильного использования или установки каких-то элементов.
- Воздействия воды: покрытие повреждений электроники, связанных с влагой.
- Порчи аккумулятора: компенсация расходов при износе или повреждении аккумулятора на электровелосипеде.
Но не стоит надеяться на страховую и беспечно обращаться с велосипедом, бросая его, где попало. Потому что страховка не возместит ущерб, если обнаружится, что:
- Велосипед не пристегнули замком (или способом, как указано в контракте).
- Использовали сломанный или неправильный замок.
- Случай произошёл из-за халатности или по вине владельца.
- Были нарушены условия договора.
Соблюдение требований безопасности — ответственность владельца. Смысл в том, что нужно стараться защищать велик от кражи. Компании следят, чтобы велосипеды парковали правильно и пользовались замком. Некоторые страховые даже требуют показать замок для согласования его надёжности.
Стоимость велосипедной страховки в Германии зависит от цены велосипеда, уровня защиты и других факторов. В среднем, ежегодный платёж — 50-150€ в год.
Но прежде всего определитесь, нужна ли отдельная велосипедная страховка в конкретном случае. Если велик стоит 300-400€ , платить по 100€ за полис ежегодно имеет смысл только один год. Когда покупается электровелосипед за 2500€, страховка по 200€/год полностью оправдана.
25-04-2023, Екатерина Щукина
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы подписаться на уведомления о комментариях к статье.
Войти!
Комментарии и вопросы
Задавать вопросы и общаться более интенсивно лучше в нашем телеграм-чате.
Mikhail Zhukov (27/08/2024)
Здравствуйте,
я купил электровелосипед.
Не могу точно понять, нужен ли на него номер - сколько ни читал, везде немного по-разному пишут.
Мой велосипед имеет мотор 500 Вт, ручку газа (Gasgriff) и максимальную скорость по описанию 32 км/ч, хотя по умолчанию в настройках установлена максимальная 25 км/ч и как её повысить я не знаю. Также на заднем крыле предусмотрен держатель для номера.
В принципе, купить номер не проблема, но с прикрученным номером я не имею права ездить по велодорожкам даже с педальным приводом - как я прочитал, это чуть ли не уголовная статья, не говоря о штрафах и проблемах с правами.
Если же я номер не куплю (при том, что это необходимо), а где-то попадусь, тоже могут быть большие проблемы.
Так нужен мне номер или нет? А также шлем, в котором я обязан ездить на ебайке (он тогда называется S-Ebike)? Как я прочитал, наличие номера автоматически подразумевает и шлем, если байк в этом классе.
Это всё про Германию. А если я прикреплю велосипед к машине и поеду, например, в Италию, Францию, Швейцарию или Австрию, то как там с этим делом и будет ли мой немецкий номер там дейсвителен так же как автомобильный в странах ЕС?
Буду благодарен за ответ и разъяснения. Если номер таки необходим, то где его купить? У страховщиков я не нашёл никаких номеров - они страхуют от угона, поломки и пр.
Мирослава (06/05/2024)
Есть ли в Германии похожие на Woosh агрегаторы.
Василий (23/09/2021)
Здравствуйте!
Недавно получил «штраф» за то что ехал по тротуару где не было красной отметки. Дело в том что они мне ничего не дали, ни протокола, ничего. Не подписывал ничего. Даже документов собой не было. Показал им фото паспорта, они пробили что я не зарегистрирован по адресу в Германии и попросили оплатить какой-то там штраф за неправильную езду. На что я сказал что у мння собой нет денег и если хотят могут со мной до дома пойти и я оплачу там. В ответ они мне дали адресс их офисса где прийти и оплатить этот штраф, сказав чтобы прийти через максимум 15 минут. Если нет, то знают где живу (тот адрес что я им дал где живу без прописки).
Так вот, могли ли они мне выписать какой-то штраф? Ничего не подписал, данные взяли с фото моегт паспорта (не с оригинала даже). Не хотелось бы прийти в офис и получится что даю «чистосердечное признание» и мог бы вообще не платить этот так называемый «штраф».
В нормальной же ситуации они должны были дать мне какое нибудь чек, реквизиты для оплаты? Что это значит мне прийти в офис? А если я занят? Работаю в дневной смене? Тогда что? Просто как-то кажется что могли взять меня на понт. Мол у тебя собой пока что ничего нет, приедешь, заберешь с собой деньги, тогда все сделаем…
Natalie (28/06/2017)
Что значит: "Законы не предусматривают шлем??" Если у дорожной полиции будет хорошее настроение, она запросто сдерёт с Вас штраф 10 евро за проезд без шлема. Они просто смотрят на это сквозь пальцы. Я уже ездила без шлема перед носом у них, и ничего, но однажды мне всё-таки выписали штраф 10 евро. А так же: 10 евро, если у вас не работает задний или передний свет, или 20 евро, если у Вас не работает вообще никакой свет. И отнимут велосипед, если у вас на нём или нет или только один ручной тормоз. До тех пор, пока не купите второй тормоз. Если ездите по тротуару, или по велосипедной дорожке задом наперёд, то тоже 10 евро штраф. Я вообще-то неточно знаю эти велосипедные законы, хотя сама- вепосипедистка, там, вроде бы ещё какие-то небольшие штрафы есть
Игорь (17/07/2014)
Должен сказать, что с недавних пор езжу по городу на велосипеде и до сих пор несколько пугает предупредительность водителей. Они терпеливо ждут, пока ты соизволишь проехать перекресток или повернешь. Как-то не привыкну к такой безопасности (пешком уже привык, а вот на ходу все никак :) ). Еще сказывается вождение на родине.
Возможно несколько необычный вопрос. Я никак не могу понять, как показать знак "я останавливаюсь"? Я читаю описание, и какой-то ступор просто. Имеется ввиду махнуть рукой сверху вниз и как бы показать вниз?
Андрей (03/07/2014)
"Если полиция поймает за рулём велосипеда пьяного водителя, то накажет его точно также, как водителя любого другого транспортного средства. Могут запросто отобрать права или даже лишить возможности их получения!",- а что в Германии для велосипедистов нужны права? Или там имеется ввиду пьяный водитель велосипеда и лишение его прав управления автомобилем? А что если велосипедист пьяный но у него нет машины и прав для авто?
Олег (13/06/2019)
Привет. Мой вопрос специфический, однако все же задам.
Как насчет установки электромотора на обычный велик? Читал, что до 250 вт и без кнопки "Поехали" можно без прав, но если это ручная поделка c мотор-колесом и аккумулятором на раме?
Возможно, Pedelec считается таковым только с биркой от завода-изготовителя?
Спасибо
Иван (15/09/2020)
1000 евро ? А не хотите 6000 ?
Плюс еще 1000 каждый год на ништяки..
Dariia (30/08/2020)
Добрый день! Задам вопрос свой всетаки:
Что делать, если украли велосипед? Есть ли какойто шанс попытаться вернуть его?
Татьяна Александровна (06/09/2018)
В России, как и в Германии, очень много велосипедистов. Это рабочий транспорт, особенно для тех, кто обслуживает пожилых людей. Велосипедисты умеют хорошо отдыхать и заниматься спортом. Да, действительно, в Германии все с детства в шлемах, чтобы заплатили страховку в случае аварии. У нас же в шлемах только на велогонках. Очень экономный вид транспорта, бензина не требует, шум минимальный, да и вообще, современные велосипеды такие, что любой с удовольствием прокатится. Наша полиция практически не штрафует велосипедистов.
Андрей (01/09/2018)
Клевая статья,Не знал раньше кто изобрел велосипед,Очень интересно было почитать про велосипед и его изобретателя.Сейчас сложно представить,что велосипед когда-то был деревянный.Как круто что я живу в 21 веке.
4ybaka (18/04/2012)
Ездили прошлым летом в Германию на велосипедах кататься - получили море удовольствия. После этого в России уже и не хочется куда-то ехать. Наличие карт (бумажных и электронных) со всеми маршрутами позволяет проложить приятную дорогу куда удобно. Когда ехали из Франкфурта до Хайдельберга пришлось ехать вдоль оживленной трассы только километров 5-10. Остальное все по полям-лесам-городкам.
Я бы добавил, насколько я знаю, просто так с палаткой где попало вставать нельзя. Нужно ночевать в кемпинге. Но они в среднем расположены на расстоянии полудня чистой езды.
Natalie (28/06/2017)
Насчёт кражи велосипедов. Каждый велосипед внизу на раме (снизу) имеет выбитый номер, этот же номер стоит в паспорте велосипеда, который Вы получаете при покупке. При краже сообщите этот номер полиции, даже если вор перекрасит раму, выбитый номер останется на ней.
Denis (10/06/2017)
Степан, поправь чуток даты:пару раз на соточку улетел :) барон попытки запустить бизнес после смерти предпринимал
Денис (29/09/2015)
Всего пару недель как приехал в Германию. Один. Еще совсем не ориентируюсь в местных реалиях да и язык не на самом высоком уровне. Вчера ехал по велодорожке на тротуаре и был сбит выезжавшим перпендикулярно слева из паркинга авто. Ехал я в направлении обратном потоку авто (по левой велодорожке, если так можно сказать). Скорая. Больница. Полиция. Травмы терпимые. Велосипед на свалку, одежда, обувь, часы, телефон. Вот теперь жду результатов проверки и сам не знаю кто прав а кто виноват. Может подскажете? И как можно возместить ущерб?
Roman Tuzhba (19/11/2014)
От себя добавлю. Штраф за проезд в неположенном месте в лесу 40евро. Можно с полицией договориться что платит только один участник из группы (друзей) к примеру. Отвернется никак
Денис Бухло (09/08/2014)
В Казахстан можно почтой велик заказать?
Кирилл (16/05/2014)
Эээ, как гордый веломарафонец-шоссейник замечу, что по велодорожкам (а не по проезжей части) катить 30+ км/ч - дело небезопасное, а без обтягивающих курточки-штанов - еще и некомфортное :)