Немецкая система борьбы с террористическими угрозами
Угроза терроризма в Германии присутствует уже несколько десятилетий. Разные террористические организации, в том числе и исламисты, провозглашали ФРГ “целью номер один” уже не раз. При этом, последнее громкое печальное событие датируется 1972-ым годом, когда на Олимпиаде в Мюнхене произошло нападение на команду Израиля.
Нередко в прессе проскакивают сообщения об обезвреживании террористических групп или предотвращении попыток терактов в Германии. На фоне последних событий в разных европейских странах можно сделать вывод: немецкие службы безопасности работают на совесть и уровень этой работы довольно высок.
Основные угрозы
Не смотря на то, что RAF (Rote Armee Fraktion) официально прекратила свою деятельность ещё в конце 90-х прошлого века, угроза леворадикального экстремизма до сих пор не сходит с повестки дня. Борцы с капиталистическим мироустройством проявляли себя в Германии и в начале 2000-х (серия поджогов от militante gruppe), и в недавнее время (террористическая деятельность группы Revolutionäre Aktionszellen). Целью подобных организаций, как правило, являются политики и представители высшего слоя капиталистического общества.
Правые радикалы в Германии - это ещё более давняя традиция. Неонацисты, скинхеды и прочие криминальные элементы, готовые на террор за дело чистоты нации, также до сих пор являются заботой для криминальных служб. Не трудно догадаться, что в связи с волной беженцев их деятельность активизировалась. Поджоги, нападения, попытки терактов фиксируются в сводках полиции довольно регулярно.
Радикальный исламизм
Ну и наконец, самая главная опасность нынешних дней. Как и в других странах Европы, попытки проведения терактов от организаций исламистского толка для Германии не являются исключением. Добавило работы ведомствам прибытие большого числа беженцев, принятых без проверки личности.
С 2014 по 2019 немецкое управление по делам иммигрантов BAMF передало информацию по 5000 материалам на военных преступников среди беженцев в Германии. Но только в крайних случаях запросы оказались приняты на рассмотрение. Тысячи улик против военных преступников среди подавших запрос на получение убежища в Германии остаются необработанными.
Только BAMF передал 5000 различных запросов на совершённые преступления против человечности в федеральное криминальное ведомство и генеральную прокуратуру Германии. Ещё 200 случаев были переданы другими путями. В итоге было рассмотрено только 129 запросов. В 2015-2016, на пике прибытия беженцев, силовики получили 3800 материалов и среагировали лишь на 28 случаев.
Центр защиты от терроризма GTAZ
Рассказать подробно о методах борьбы немецких служб безопасности с терроризмом не представляется возможным. Дело это секретное и в открытых источниках информации мало. Напишу о том, что удалось найти.
Ещё в начале 2000-х в Германии осознали, что самым главным путём решения проблемы терроризма является высокая координация всех вовлечённых в борьбу ведомств и работа на опережение. С этой целью был создан Общий Центр Защиты от Терроризма - Gemeinsames Terrorismusabwehrzentrum.
Сам по себе Центр не является каким-либо ведомством, но призван объединить работу более сорока различных немецких федеральных и земельных учреждений по различным направлениям предупреждения угрозы терроризма.
В его состав входят представители 40 различных структур, которые и представляют основные силы, которые работают над безопасностью в Германии:
- Федеральное ведомство по защите конституционного строя (Bundesamt für Verfassungsschutz)
- Федеральное ведомство уголовной полиции (Bundeskriminalamt)
- Федеральная разведывательная служба (Bundesnachrichtendienst)
- Генеральная прокуратура (Generalbundesanwalt)
- Федеральная полиция (Bundespolizei)
- Управление таможенной уголовной полиции (Zollkriminalamt)
- Ведомство по делам мигрантов и беженцев (Bundesamt für Migration und Flüchtlinge)
- Военная контрразведка (Militärischer Abschirmdienst)
- Различные аналогичные структуры на земельном уровне.
Вся деятельность центра разбита на девять рабочих групп, в которые входят свыше 200 представителей вышеназванных ведомств. Они ведут работу по ответственным направлениям, постоянно обмениваясь информацией и координируя свои действия через два аналитических центра - разведывательный и полицейский.
За ежедневную текучку отвечает рабочая группа „Tägliche Lagebesprechung“, в которой полиция и разведка обсуждают актуальную информацию, оценивают степень опасности тех или иных событий.
Углублённый анализ степени опасности всей поступающей информации проводит рабочая группа „Gefährdungsbewertung“. Её задача состоит в чётком формулировании необходимости тех или иных действий для различных ведомств во избежание террористической угрозы.
Обмен оперативной информацией происходит в группе „Operativer Informationsaustausch“. Здесь выносят быстрые решения по принятию адекватных мер на те или иные события в Германии.
Непосредственная террористическая активность, включая второстепенные преступления, такие как подделка документов или хранение незарегистрированного оружия, оценивается в рабочей группе „Fallauswertung“. Итогом работы служит влияние на вынесение приговоров преступникам и планирование профилактических мер.
Структурный анализ деятельности террористических организаций, выявление их стратегических планов и тактических приёмов ведётся в рабочей группе „Strukturanalysen“.
Отдельная группа „Aufklärung des islamistisch-terroristischen Personenpotenzials“ отвечает за определение террористического потенциала и степени опасности для Германии различных представителей радикального исламизма. Также именно здесь проводится анализ социальных сетей, сайтов и прочего интернета на предмет выявления рекрутинговой деятельности террористов.
Проверка дел беженцев и мигрантов на предмет принадлежности к террористическим организациям, а также принятие предупредительных мер в области миграционного права производится рабочей группой „Statusrechtliche Begleitmaßnahmen“.
Рабочая группа „Deradikalisierung“ отвечает за обмен информацией и опытом между различными ведомствами по проведению мероприятий и операций по устранению радикальных проявлений в сфере ислама.
И, наконец, группа „Transnationale Aspekte des islamistischen Terrorismus“ ведёт оценку международной деятельности радикальных исламистов с точки зрения влияния на интересы Германии в мире.
Таким образом, все немецкие службы и ведомства имеют доступ к ежедневной оперативной информации, получают всестороннюю оценку тех или иных событий с точки зрения угрозы террора и могут координировать свою деятельность по предотвращению терактов.
Эффективность структуры
Представители террористических группировок уже не раз заявляли, что они сильнее государств, потому что ведомствам, чтобы противостоять им, необходима ежедневная удача, в то время как террористу для успешного осуществления теракта необходимо везение лишь в один конкретный день.
Тем не менее, как я уже сказал, на фоне событий в других европейских странах, Германия пока что выглядит довольно безопасной страной в плане предотвращения террористической угрозы.
Сами немцы относятся к этому факту весьма настороженно. Одни эксперты считают, что отсутствие крупных терактов в Германии - это вопрос не столько чёткой деятельности немецких служб безопасности, сколько везения и удачи. Другие полагают, что террористы не прилагают своих основных усилий здесь, потому что используют Германию, как координационный центр для своих действий в Европе и не желают лишний раз будить лихо.
18-07-2016, Степан Бабкин
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы подписаться на уведомления о комментариях к статье.
Войти!
Комментарии и вопросы
Задавать вопросы и общаться более интенсивно лучше в нашем телеграм-чате.
Ярослав (09/09/2018)
Терроризм - это проблема номер 1 во всем мире. С террористами сложно справлять, не знаешь что и когда они могут устроить. У нас тоже часто нейтрализуют попытки теракта. Недавно судили пару человек за попытку совершить теракт в ТЦ.
Евгений (25/07/2016)
И как раз сейчас стало неспокойно.